Сибирские огни, 1966, №9
так же помнить и любить, как любили ком бата в родном батальоне. Естественно, что жена должна знать его еще лучше и ценить еще больше, чем кто- либо другой. Ведь она самый близкий ему человек. Поэтому так доверительно ведет Слепцов свой рассказ, считая, что его по нимают с полуслова. Поэтому гак долго не замечает он множества признаков, свиде тельствующих, что и самое появление его в московской квартире, и пространный оас- 1 сказ о погибшем производят на Ольгу Пет ровну совсем не то впечатление, какое он считал естественным. «При свете дня» Э. Казакевича — глубо ко психологический рассказ, подтверждаю щий, что толстовская традиция аналитиче ского подхода к человеку находит своеоб разное продолжение в современной прозе. Обостренный интерес к нравственным осно вам человеческих поступков, беспощадное обнажение истинных мотивов, движущих людьми, заложены в самом основании ху дожественной прозы этого типа. П рям ая речь Андрея Слепцова о капи тане Нечаеве чередуется в рассказе Э К а закевича с пластами собственно-авторского повествования, вскрывающего внутреннюю реакцию Ольги Петровны на все услышан ное. Солдат говорит, вдова слушает, но именно то, что происходит в сознании ж ен щины, вихрь чувств и мыслей, которые вла деют ею в эти минуты, становится предме том самого тщательного психологического анализа. Нежданный приход Слепцова застал Ольгу Петровну врасплох посреди ее ны нешних забот, связанных с новым зам уж е ством, новым материнством, то есть именно тогда, когда она меньше всего была склон на предаваться воспоминаниям. Ольга Пет ровна не’ успела ни собраться, ни подгото виться к этой встрече. Она очутилась как бы между своим настоящим, в которое по гружена с головой, и прошлым, которое вне запно вошло в ее дом вместе с этим одно руким человеком. До сих пор Ольга Пет ровна жила так, будто со смертью мужа прошлого не стало. Она нисколько не сом невалась в своем нравственном праве на чать новую семейную жизнь с человеком, которого считала и интереснее, и значитель нее своего первого мужа. Заметим сразу, что и автор рассказа «При свете дня» ни одним словом не оспаривает за героиней этого права. Напротив, когда прозревший и оскорбленный Слепцов уйдет из дому, сре ди безысходности, овладевшей им в эти минуты, единственное ощущение чего-то «милого, теплого и нежного» будет отно ситься к маленькой девочке, которую он до прихода матери успел подерж ать на своей единственной руке. Э. К азакевич слишком хорошо понимал людей и был слишком нетерпим к малей шему ханжеству, чтобы осудить в цвету щей, полной жизненных сил женщине есте ственное стремление к счастью, к новому материнству, ко всему, что связывает чело века с настоящим и будущим. После появ ления рассказа критик Федор Левин опубликовал пространный «защитительный монолог» Ольги Петровны, в котором пыл ко доказывал, что героиню нельзя судить за то, что она «выжила», «наладила жизнь свою», «вышла замуж вторично» и т. п. (см. Ф. Левин Выслушать и другую сторо ну (о рассказе Э. Казакевича «При свете дн я»),— «Знамя», >1962, № 3). Зашита та кого рода, может быть, была бы уместна на бракоразводном процессе, если бы Ольга Петровна вдруг оказалась не литературным персонажем, а живым лицом, понесшим моральный ущерб от ложных упреков в недобропорядочности. Но Э Казакевич меньше всего был склонен ставить вопросы в этой избитой плоскости. Ж енская добро порядочность Ольги Петровны нигде не ста вится под сомнение. Рассказчик осудил Ольгу Петровну за другое. Он не принял заурядность ее отно шения к жизни, при котором прошлое ока залось прозаически обесцененным, лишен ным своих неотъемлемых прав, принадлеж а щих ему по всей человеческой справедли вости Прошлое так же невозможно ис торгнуть из жизни без тяжких последствий для духовного строя личности, как убить память, усыпить совесть. Жизнь без памя ти о прошлом нравственно неполноценна. И у сегодняшнего дня, у настоящего, есть свои обязательства не только перед буду щим, но и перед прошлым. Простой безрукий солдат принял это обязательство куда ближе к сердцу, чем женщина, для которой Нечаев действитель но был когда-то самым близким и родным человеком Вот почему капитан Нечаев в воспоми наниях солдата более реален, по-человече ски более значителен, чем муж Виталий Николаевич в потревоженной памяти жены. Рассказ Слепцова во многих отношениях оказался для Ольги Петровны совершен ной неожиданностью, открытием; узнавая мужа в частностях, она не узнавала его в целом. И это открытие вызвало в мыслях Ольги Петровны образ другого, довоенного Нечаева, скромного, тихо-талантливого че ловека, которого она по-настоящему так и не узнала. «Он был скромен и горд. Впрочем, был ли он скромен? Был ли он горд? Она не знала. Она плохо знала его. Или, может быть, этот солдат его плохо знал? Кто знал подлинного Виталия Нечаева?» В рассказе возникают два образа, два субъективных представления о герое. Но они не исключают друг друга, а совмещают ся, создавая вполне проясненный, целост ный характер человека, оставшегося в ко нечном счете самим собой. И Нечаев, и Ольга Петровна, как и все окружающие их люди, в чем-то изменились за время войны. «Хорошего человека война делает луч ше, плохого хуже»,— любил говорить Ви талий Николаевич. Я про эти его слова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2