Сибирские огни, 1966, №9
лынекого — уже не прошлое, а настоящее. Счет ведется от того, что было, к тому, что есть. Многое неузнаваемо изменилось в ук раинском селе Броварки, где когда-то в х а те тетки Ивги отлеж ивался после побега из плена рассказчик. Маленький хлопчик Л е ня превратился в крепкого мужчину Л ео нида Никифоровича. Отца его Никифора расстреляли в сорок первом году, и рас сказ о том, как его взяли, тож е вошел в очерк сегодняшнего дня. У старшей дочери тетки Ивги. Н аталки, выросла пятнадцати летняя дочь. Столько ж е было и самой Н а талке, когда в сорок втором ее угнали в Германию. «Вот написал «угнали в Германию» и подумал, что требуется какое-то усилие во ображ ения, чтобы снять с этих слов уж а сающую обыкновенность,— замечает Л . Во лынский.— Страх, отчаяние, облавы, л еж а ние на чердаке или где-нибудь в зам уро ванном чулане, подполье. Товарные вагоны, материнский плач, крики, стрельба конвои ров... М ож ет быть, народилось поколение, которому все это покаж ется до нелепости неправдоподобным,— тем лучше. Д л я нас это было через меру правдоподобно, мы ведь жили в эпоху эшелонов, их колеса прошли сквозь нас по всем направлениям — на север, на запад, на восток и на юг...» Особая острота восприятия прошлого, при котором оно каж ется не менее реаль ным, чем настоящее,— общ ая черта совре менной прозы. Сфера близкого, «неотош ед шего» раздвинулась. Она не ограничивает ся толькой войной. На наших глазах проис ходит повторное открытие и предвоенной поры, и тридцатых годов, и двадцаты х. По существу, речь идет об углубленном вос приятии всей современной эпохи, объ ясн я ющей человека и общество сегодняшнего дня. 4 В рассказе Эммануила К азакевича «При свете дня» сталкиваю тся разные времена: военное, послевоенное и довоенное. Все три времени включены в человеческие судьбы, они особым образом соотносятся между собой; создавая сложный рисунок реальной жизни. Герои Э. К азакевича уж е прошли сквозь ночь военного времени. Их отношения ав тор рассматривает с высоты завоеванного, при свете дня. Но значит ли это, что между павшими и живыми исчезла всякая связь? Если одни погибли, чтобы другие остались жить, то разве могут они жить так, как если бы погибших никогда не было? Это не отвлеченный, а вполне реальный, боль ной вопрос для нескольких поколений, пе реживших войну, и Э. К азакевич по-свое му ответил на него рассказом «При свете дня». Непосредственное время рассказа отнесе но к первому послевоенному году, когда еще не были отменены карточки на хлеб и д аж е ж изнь москвичей, столичных жителей, по большей части была скудна и сурова. В это время отставной солдат Андрей Слеп цов добрался из далекой Сибири до Моск вы, чтобы навестить семью и исполнить предсмертную волю своего любимого ком ан дира, комбата Нечаева. В квартире Н ечаева, в ожидании хозяй ки дома, солдат уснул с дороги, и приснил ся ему тревожный сон, будто сидит он в окопе, устланном соломой, и курит м а хорку, а рядом с ним дремлет капитан Нечаев. «Слепцов долж ен разбудить капитана, потому что обязан сообщить нечто очень важное. Он мучительно вспоминает, что именно он обязан сообщить, и не может. Но вдруг он слышит рядом с собой детский плач, и тогда он почему-то вспоминает, что долж ен был сказать капитану Нечаеву. Он долж ен был ему сказать, что исполнил его предсмертное завещ ание — приехал в Моск ву, к его семье, и передал ей все, что обе щал передать. И тут Слепцов во сне вдруг спохватывается, что Нечаев сидит рядом живой и. следовательно, не мог еще ска зать ему предсмертных слов. И Слепцову становится страшно, и он хочет разбудить Нечаева, но боится, что если он его разбу дит, то Нечаев сразу умрет, раз он уж и так умер. Во сне Слепцов понимает, что все это какая-то «мура», несусветица, и ему прихо дит в голову, что, может быть, Нечаев не умер, а Слепцову только снилось, что ком бат умер и, умирая, просил побывать в Москве у его семьи; и д аж е то, что война кончилась, Слепцову тож е только присни лось здесь, в окопе. И Слепцов опять чув ствует всю запутанность ситуации, но ни как не мож ет из нее выпутаться». П арадоксальность ситуации, том ящ ей 'во сне солдата, в том и состоит, что разные времена, настоящее и прошлое, сдвинулись, сошлись, и обстоятельства, несовместимые м ежду собой, странным образом совмести лись. Но эта запутанная, призрачная ситуа ция психологически вполне реальна, как ре ален младенческий плач за стеной, из-за ко торого Андрей Слепцов во сне вспомнил, наконец, что именно он долж ен был сказать капитану Нечаеву. С олдат настолько близ ко к сердцу принял его поручение, так мно го дум ал о нем наяву, так долго болел _ду- шой, поскольку не удавалось исполнить обе щанное сразу после демобилизации, что теперь, когда, наконец, цель достигнута, обостренное чувство нравственного долга по-прежнему не отпускает его и во сне. По воинской привычке Слепцов хотел бы от читаться перед комбатом, доложить, что его предсмертное завещ ание в точности ис полнено, но если комбат живой и дремлет тут ж е рядом в окопе, то о каком пред смертном завещ ании может идти речь, как можно о нем доклады вать? А мож ет быть, все это действительно какая-то «мура», не сусветица, никакого отношения к реальной жизни не имеющая? Э. К азакевич подробно исследует всю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2