Сибирские огни, 1966, №9
В «Судьбе человека» дан а своего рода ис торическая экспозиция современного рас сказа. Резким взмахом очерчен здесь об щий круг проблем, которые затем в течение целого десятилетия разрабаты вались нашей новеллистикой. «Он,— говорил в «Слове о Шолохове» Ф един,— никогда не избегал свойственных ж изни противоречий, будь то любая эпоха, им и зображ аем ая. Его книги показываю т борьбу во всей полноте прош лого и настоящего. И я невольно вспоми наю Л ьва Толстого, данный им самому се бе еше в молодости завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно — умалчивая. Ш олохов не ум алчивает, он пи шет всю правду. Трагедию он не переводит в драму, из драмы не делает заним атель ное чтение». («Л итературная газета» 1965, № 65). Не следует забы вать, что после войны участь военнопленных долго составляла полузапретную зону худож ественного изо браж ения. Человек, побывавший в плену, оставался лицом подозрительным, невзирая на конкретные обстоятельства, при котррых попал в руки врага или освободился .из плена. Военнопленный не мог быть героем, а литературный герой — военнопленным,— вот ф орм альная логика «культовых» пред ставлений, пораж ающ ая своим тотальным недоверием к целой категории людей, пере живших великие страдания и проявлявших нередко огромное мужество. Вместе с С. С. Смирновым, автором до кументальных рассказов о героях Б рест ской крепости, М. Ш олохов одним из пер вых разрушил и показал моральную несо стоятельность этого негласного л и тератур ного табу... В лучших рассказах, воссоздавших тр а гический облик человека эпохи второй ми ровой войны, звучит тревож ная и вполне современная мысль. Со своей стороны М. Ш олохов выразил ее с достаточной оп ределенностью при получении Нобелевской .премии: «Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. М ож ет ли “не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необо зримых пож арищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех. кто хотел бы обречь человече ство на самоуничтожение?» («Л итератур ная газета», 1965, № 147). 3 Пепел сожж енных, замученных, расстре лянных и погибших во время войны про долж ает стучать в человеческие сердца. Сознание долга живых перед мертвыми не уходит из современной прозы. Именно этим внутренним долгом продиктован замысел рассказов Л еонида Волынского «Сквозь ночь» (1963) и «Д вадцать два года» (1964). Оба они строятся на своего рода возвр а щениях. В первом рассказе автор соверш а ет возвращ ение во времени. Мысль и па м ять рассказчика бесстрашно уходят в прошлое, в темную ночь нашествия. Л . Во лынский рассказал собственную и сторию—■ подробности побега из фашистского плена зимой 1941 года. Второй рассказ является по сущ еству эпилогом первого. Автор вер нулся через д вад ц ать два года в те ж е ме ста, к тем ж е людям, которые некогда при ютили его и помогли ему беж ать, взглянул, как ж ивут они сегодня. М ежду настоящим и прошлым установилась «обратная связь» высокого лирического накала. По своей строгой фактичности «Сквозь ночь» Л . Волынского — характерный невы думанный рассказ мемуарного типа, в кото ром достоверность каж дой подробности трагических событий начала Отечественной войны оговорена автором в качестве гл ав ной цели повествования. Речь идет об осен нем окружении киевской группировки на ших войск, в котором оказались сотни ты сяч людей. Л . Волынский предельно конкретен, ло кален и рассказы вает лишь о том. что ви дел и пережил он сам. Но ведь и большая история с ее окончательными выводами есть «не что иное, как осмысленный итог отдельных, пусть небольших историй». .И проблема здесь не исчерпывается субъек тивным стремлением к фактической точно сти. К аждому автору необходимо найти свой метод, свой подход к м атериалу, кото рый позволил бы осуществить задум анное с наибольшей полнотой. В рассказах С. С. Смирнова о защ итни ках Брестской крепости спрессованы ре зультаты самых тщательных поисков, изу чения документов, объективных данных, добытых по крупицам из самых разнооб разных источников. И хотя С. С. Смирнов не был участником обороны Бреста, под робности этой героической обороны он су мел воссоздать с чрезвычайно высокой сте пенью исторической достоверности. В осно ве его разы сканий леж ит документально достоверная история конкретных лиц, стро го пересказанная автором. Главный смысл разысканий подобного рода в их макси мальной точности, фактической и событий ной. И сследование объективной канвы био графии явно преобладает здесь над р азр а боткой субъективного содерж ания челове ческой жизни. И вполне закономерно, что С. С. Смирнов так скуп и сдерж ан во всем, что касается сферы индивидуального созна ния, психологии, внутренней жизни героев. Писатель принципиально избегает «белле тризации» м атериала, произвольных психо логических допущений, твердо держится главной логики объективных фактов. В об наженной наготе красноречивых подробно стей — основная сила и своеобразие его д о кументально-исторической прозы. Выбор наиболее объективной худож ест венной формы никогда не бывает произ вольным. В каж дом случае он диктуется стремлением писателя сохранить макси мальную достоверность сложившегося пред
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2