Сибирские огни, 1966, №9
сказа «Судьба человека», в самом зерне его замы сла леж ит, несомненно, эпос на ционального характера, то есть нечто ко ренное, центральное дл я автора «Тихого Д она». Но, в отличие от эпоса революции и граж данской войны, эпос войны Отече ственной вы раж ен здесь в предельно крат кой форме. Ж и зн ь человека воспринимается с его слов, как воспоминание о прошлом. В таком способе вы раж ения огромной эпической темы есть известное противоре чие, и оно дает о себе знать в неразвитости некоторых мотивов, в чрезмерной нагруз ке на отдельные звенья сюжета. Но это про тиворечие живое, естественное. Оно преодо левается выбором ж ан ра, максимальным использованием той скрытой емкости рас сказа, которая издавна составляла достоин ство русской прозы. В критике вправедливо отмечено, что произведение М. Ш олохова вернуло былую славу «русскому изводу ж анра новеллы». (Б. Л арин. Р ассказ М. Ш олохова «Судьба человека» (опыт ан а лиза ф ормы ).— «Нева», 1959, № 9, с. 199). С амое существенное в этом ж анре — скрещение очерка и новеллы, безыскус ственность встречи автора-рассказчика со своим героем, взаимодействие слова пове ствователя с прямой речью персонаж а. «Судьба человека» — это тож е рассказ о встрече в пути. Исповедь о жизни зам кнута в общ их рам ках одного локального эпизода. П рямое время рассказа равно двум часам, проведенным вместе у переправы двум я не знакомыми людьми. Герой пришел издале ка и ушел вдаль. Его ж изнь, его судьба не заверш илась, но худож ник узнал и почув ствовал в ней все или, по крайней мере, самое главное. От лица рассказчика, его глазами, вво д ятся в повествование картины первой пос левоенной весны на Дону, создающие ши рокий национально-русский фон для вос приятия всех перипетий судьбы главного героя. В экспозиции рассказа преобладает настроение покоя, умиротворенной тишины. Основной тон пейзаж а — тепло и свет ве сеннего солнца, впервые по-настоящ ему при гревшего после долгой, суровой зимы. Все окруж ающ ее располагает к глубокому ду ш евному равновесию , когда можно без думно и счастливо следить за пробегающи ми в небе облаками. С появлением героя меняется все. М аж орный весенний пейзаж уступает место трагической исповеди. В биографии, рассказанной Андреем Со коловым, бытовые подробности жизни, осо бенно довоенной, сведены до минимума. «П оначалу ж изнь моя была обыкновен ная»,— говорит он, и для автора это край не важно'. Его герой — как все, не лучше и не хуж е других. Он — один из множ ества людей трудового за к ал а , которых жизнь никогда не б аловала, но которые знаю т це ну этой обыкновенной жизни. И когда на нее посягает враг, в герое проявляется вся незаурядность характера, обостряется чув ство нравственного долга, которое особенно сильно в русском человеке в моменты об щ енационального бедствия. «На т с ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вы терпеть, все снести, если к этому нуж да позвала!» Стойкость и м уж ество на войне и в плену становятся основной мерой х а рактера. Представив весь жизненный путь своего героя как целое, М. Ш олохов в «Судьбе че ловека» снял традиционное деление худо жественной проблематики на «историче скую» и «современную». Он обнаж ил зл о бодневное содерж ание исторической судь бы человека и показал исторический смысл его современного существования. Н е следует упускать из виду, что Анд рей Соколов — это уж е герой послевоенной действительности. Его встреча с рассказчи ком падает на 1946-й, а встреча с читате л е м — на 1956 год. И это время зап ечатле но в рассказе. В «Судьбе человека» поведана не толь ко история Андрея Соколова, здесь дан такж е эпизод одного из шолоховских гга- блюдений над жизнью. В рассказе последо вательно изображ ен активный процесс Uo- знания человека. Соприкасаясь с народной жизнью , рассказчик сам растворяется в ней, как реальный участник ее повседневно го течения. Молодому принаряж енному ж урналисту из центральной газеты М. Шо лохов как-то ответил: «Дум аеш ь, расска зал бы мне Андрей Соколов о своей судь бе, если бы не вымазанные в масле руки, не ватные штаны и гимнастерка. Н уж но быть таким, как все. Вот в чем суть. И не Спе циально для «общения» с массами, а всег да». (М. Кокта. В станице Вешенской.— «Советская Украина», 1959, № 3, с. 96—97). Рассказчик не просто слуш ает своего собеседника. Он мысленно сопутствует ему в его хождении по мукам, переж ивает бы лое вместе с ним. В заимодействие сюж ет ного движ ения с тем, что в это ж е время творится в мире природы, придает особый смысл рассказу Соколова о своей жизни. «Мы закурили. В залитом полой водою л е су звонко выстукивал дятел. Все так ж е ле ниво шевелил сухие сережки на ольхе теп лый ветер; все так ж е, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уж е иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбреж ный мир, готовящийся к великим сверш е ниям весны, к вечному утверждению ж иво го в жизни». Именно через размышления рассказчика сж ато формулируются главные итоги р а з вития основной публицистической идеи произведения. Сам Ш олохов сказал о «Судьбе челове ка»: «Это подступ. Подступ к большому разговору о большой войне». (В. Крупин. В гостях у Ш олохова.— «Советская Рос сия», 1957, № 201). Д л я мастера монументальной эпической формы это как бы пролог к роману, пред варительный сж атый набросок давно зад у манной эпопеи об Отечественной войне. Но шолоховский рассказ остается т а к ж е важ ной вехой послевоенной прозы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2