Сибирские огни, 1966, №9
лительную и художественную емкость. Он наметил, пусть в сж атом виде, первоэле менты того художественного синтеза, к ко торому подошла (а в некоторых отноше ниях только подходит) большая романиче ская проза наших дней. Рассказ М. Шолохова «Судьба челове ка» в этом отношении особенно характерен. Национальная проблематика современного рассказа впервые получила в нем полеми чески резкое и концентрированное худож е ственное выражение. Содерж ание шолоховского рассказа не может быть вполне правильно понято и оценено в отрыве от некоторых общих тен денций развития послевоенной советской л и тературы. Принципиальная новизна «Судь б у человека» — не тематическая, а концеп- ционная Это прежде всего новизна поста новки героя по отношению к целой эпохе. Тематически герой М. Ш олохова имеет многочисленных предшественников. Уже в публицистике и художественной прозе вре мен войны кроется первая «завязка» харак тера Андрея Соколова. «На войне деревья, как и люди, имеют каж дое свою судьбу». Этими словами начи нается рассказ М. Шолохова «Н аука нена висти» (1942). И далее образ ветвится: «если сосна гибнет от снаряда, падая, как скошенная, и на месте среза остается лишь иглистая, истекающая смолой макуш ка, то по-иному встречается со смертью дуб. На провесне немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу бе- зймянной речушки. Р ваная, зияющ ая про- бдцна иссушила поддерева, но вторая поло вина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей во де, а верхние все еще ж адно протягивают к солнцу точеные, тугие листья...» Жизнестойкость, твердость породы, спо собность жить, когда другие падаю т,— вот общий поэтический мотив-прообраз, к ко торому М. Ш олохов вернулся в 1956 году. Герой рассказа «Н аука ненависти» лей тенант Герасимов — тож е сильный русский человек, опаленный бедой, прошедший че рез ад фашистского плена и вынесший из этого ада такую ненависть к врагу, что по рой даж е его товарищ ам по оружию ста новится страшно. Обстоятельства, при кото рых Герасимов попал в плен, его муки в Концлагере, рискованный побег — порази тельно близки тому, что пережил затем Андрей Соколов. Здесь у героев общий удел, общ ая судьба, и она повторяет судь бы, многих тысяч людей, которые в гитле ровских лагерях и застенках не утратили сйлы духа и воли к сопротивлению. Но Ге расимов не вышел еще из потока войны. Он и рассказчику открывается в коротких про меж утках между боями. Писатель исследу- ех законы той «науки ненависти», которая оШщдела душой героя и превратилась в со крушительную силу возмездия. История Ге расим о в а— это судьба человека на войне, рассказ без развязки, которая может насту пить в любую минуту. О том ж е самом, о человеке в смертельной схватке, о борю щемся народе рассказы вала тогда вся со ветская проза. И наиболее сильные ее стра ницы, принадлеж ащие М. Шолохову, А. Тол стому, И. Эренбургу, Л . Леонову, В. Грос сману, Б. Горбатову, А. Беку, навсегда сохранили напряж ение и яростный накал момента. В рассказе об Андрее Соколове измени лась задача, изменился масштаб. Не судьба человека на войне, а война, как решающий поворот в судьбе человека,— вот новый план, новое отношение героя и времени, к анализу которого подошел М. Шолохов. То, что в «Науке ненависти» исчерпывало сю жет, в «Судьбе человека» стало лишь ча стью. То, к чему тогда стремился герой, что питало и поддерживало в нем ненависть — осуществилось. Там человек из мира был ввергнут в войну. Теперь он вышел из вой ны и оказался на пороге послевоенного ми ра. Круг замкнулся. Пришла пора подвести жизненные итоги, задум аться, исповедаться, заглянуть в грядущее. Нельзя сказать, что наша литература до М. Шолохова обходила тему возвращения, не думала об итогах. Послевоенная литера тура знает самых разных героев, шагнув ших из войны в мирную жизнь. Кроме по бедного торж ества, в этой жизни были свои трудности, свои утраты, часто очень тяж е лые. Но литературные герои нередко воз вращались в родные дома только под звуки фанфар и бодрого марша. Золотая звезда открывала счастливому кавалеру все двери. Он наслаж дался настоящим, строил розо вые планы на будущее и крайне редко за думывался о прошлом. П арадная сторона жизни заслонила в его судьбе все осталь ное. Это были иллюзорные итоги с позиций прекраснодушной маниловщины вместо ре ализма. Рассказ М. Шолохова оказался в непри миримом конфликте с теорией «бескон фликтности». В послевоенной прозе не было героя со столь тяж елой судьбой, как у Андрея Соколова. Закрепляя наиболее прав дивую трактовку человека, писатель выдви нул на передний план такие мотивы, кото рые до того были недостаточно развиты в нашей литературе или звучали в ней при глушенно. Вместе с тем, о русском чело веке, знакомом с «неизбывной, смертной то ской», М. Шолохову хотелось рассказать иначе, чем это делалось и а обширной ев ропейской, и в американской литературе о втором «потерянном поколении», о людях, которые, вернувшись с войны, потеряли себя. Сам писатель сказал однажды , какое силь ное впечатление произвела на него повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» — о муж е стве и одиночестве ч л о в е к а , готового бо роться до конца. В судьбе своего соотече ственника, простого русского солдата М. Шолохов нашел благодарный материал и для внутренней переклички и для творче ской полемики. В реальном основании рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2