Сибирские огни, 1966, №9

КР1Л1И1КЛ А. НИНОВ ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ Четверть века прошло с тех пор, как н а­ чалась Отечественная война — величайшая из трагедий, пережитых советским народом за всю его историю. Отзвуки и память вой­ ны, ее уроки и последствия до сего дня остаются живой реальностью нашей поэзии и прозы. Возвращение к опыту «сороковых» дик­ туется не только сознанием нравственного долга перед прошлым, но и обостренным чувством будущего. Советская литература доказала это своими лучшими страницами. Ратный подвиг народа на поле боя про­ долж ает занимать воображение художни­ ков и историков. Пришло время для созда­ ния большого национального эпоса второй мировой войны. А для этого сама эпоха долж на быть осмыслена заново. Рядом с чисто батальной традицией в нашей прозе закономерно возникла потреб­ ность ввести опыт войны в биографию, ха­ рактер, человеческую судьбу. Л итература стремится рассмотреть своего современника в широком контексте истории, сформи­ ровавшем нынешнего человека таким, к а­ ков он есть. В обширных романических циклах К. Федина, Ю. Германа, К. Симо­ нова пути героев прослежены на протяж е­ нии ряда десятилетий, они соотнесены с важнейшими событиями в жизни страны. По-своему к решению той ж е задачи при­ шел рассказ, где, казалось бы, сама поста­ новка подобной проблемы долж на на­ толкнуться на жесткие рамки короткого повествования. Между тем и в новеллисти­ ке постепенно раздвигались ж анровые рам ­ ки. В сферу короткой прозы входило все более разнообразное и весомое содержание. Р ассказ упорно овладевал сложным искус­ ством отраж ения исторического времени в отдельной человеческой судьбе. О братив­ шись к большой теме русской прозы, размышлениям о человеке, вернувшемся с войны, рассказ попытался осмыслить ее как неповторимый опыт жизни, оставшийся за плечами героя. Исследование этого опыта, изучение самых разнообразных его сторон и аспектов проходит через всю историю пос­ левоенного рассказа. Его двадцатилетняя эволюция с этой точки зрения поучительна и характерна. / Уместно вспомнить, что сразу после вой­ ны были написаны последние рассказы Андрея Платонова и среди них — «Возвра­ щение» (1946). В этом великолепном про­ изведении писатель одним из первых обра­ тился к трудным нравственным проблемам, с которых началась послевоенная жизнь. Он остро чувствовал драматизм человече­ ских отношений, нисколько не сглаженный, а, напротив, усугубленный войной. А. П л а­ тонов видел, что военное время оставило разные следы в человеческих душ ах, и не мог не сказать об этом. Одних людей вой­ на нравственно подняла, очистила, закали­ ла, в других еще резче выявила черствость, эгоизм, равнодушие. Герой рассказа «Возвращение» капитан Иванов за время войны отвык от семьи. Он утратил чувство нравственного долга пе­ ред близкими, перед женой, былую отцов­ скую привязанность к детям. Получая из дому успокоительные письма, он и не пред­ ставлял себе точно, как они жили все эти четыре года, как бились в нужде, какие ли­ шения испытали. Возвращение капитана И ванова в свой город, его легкий дорожный роман, встреча с семьей, а затем поспешное бегство из родного дома — написаны А. Платоновым с пронзительной правдивостью. Весь рассказ просвечен высоким гуманным чувством со­ страдания к женщине, а в особенности к детям , которые несут самый тяжелый ду­ шевный урон от разрыва между родите­ лями. А. Платонов не выдумал драмы, сосга-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2