Сибирские огни, 1966, №9
КР1Л1И1КЛ А. НИНОВ ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ Четверть века прошло с тех пор, как н а чалась Отечественная война — величайшая из трагедий, пережитых советским народом за всю его историю. Отзвуки и память вой ны, ее уроки и последствия до сего дня остаются живой реальностью нашей поэзии и прозы. Возвращение к опыту «сороковых» дик туется не только сознанием нравственного долга перед прошлым, но и обостренным чувством будущего. Советская литература доказала это своими лучшими страницами. Ратный подвиг народа на поле боя про долж ает занимать воображение художни ков и историков. Пришло время для созда ния большого национального эпоса второй мировой войны. А для этого сама эпоха долж на быть осмыслена заново. Рядом с чисто батальной традицией в нашей прозе закономерно возникла потреб ность ввести опыт войны в биографию, ха рактер, человеческую судьбу. Л итература стремится рассмотреть своего современника в широком контексте истории, сформи ровавшем нынешнего человека таким, к а ков он есть. В обширных романических циклах К. Федина, Ю. Германа, К. Симо нова пути героев прослежены на протяж е нии ряда десятилетий, они соотнесены с важнейшими событиями в жизни страны. По-своему к решению той ж е задачи при шел рассказ, где, казалось бы, сама поста новка подобной проблемы долж на на толкнуться на жесткие рамки короткого повествования. Между тем и в новеллисти ке постепенно раздвигались ж анровые рам ки. В сферу короткой прозы входило все более разнообразное и весомое содержание. Р ассказ упорно овладевал сложным искус ством отраж ения исторического времени в отдельной человеческой судьбе. О братив шись к большой теме русской прозы, размышлениям о человеке, вернувшемся с войны, рассказ попытался осмыслить ее как неповторимый опыт жизни, оставшийся за плечами героя. Исследование этого опыта, изучение самых разнообразных его сторон и аспектов проходит через всю историю пос левоенного рассказа. Его двадцатилетняя эволюция с этой точки зрения поучительна и характерна. / Уместно вспомнить, что сразу после вой ны были написаны последние рассказы Андрея Платонова и среди них — «Возвра щение» (1946). В этом великолепном про изведении писатель одним из первых обра тился к трудным нравственным проблемам, с которых началась послевоенная жизнь. Он остро чувствовал драматизм человече ских отношений, нисколько не сглаженный, а, напротив, усугубленный войной. А. П л а тонов видел, что военное время оставило разные следы в человеческих душ ах, и не мог не сказать об этом. Одних людей вой на нравственно подняла, очистила, закали ла, в других еще резче выявила черствость, эгоизм, равнодушие. Герой рассказа «Возвращение» капитан Иванов за время войны отвык от семьи. Он утратил чувство нравственного долга пе ред близкими, перед женой, былую отцов скую привязанность к детям. Получая из дому успокоительные письма, он и не пред ставлял себе точно, как они жили все эти четыре года, как бились в нужде, какие ли шения испытали. Возвращение капитана И ванова в свой город, его легкий дорожный роман, встреча с семьей, а затем поспешное бегство из родного дома — написаны А. Платоновым с пронзительной правдивостью. Весь рассказ просвечен высоким гуманным чувством со страдания к женщине, а в особенности к детям , которые несут самый тяжелый ду шевный урон от разрыва между родите лями. А. Платонов не выдумал драмы, сосга-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2