Сибирские огни, 1966, №9

„СИЛОЮ СЛОВА...“ (к 60-летию И. П. Шухова) Т ридцать пять лет назад, в августе 1931 года молодой писатель послал свою пер­ вую, только что вышедшую в свет книгу А. М. Горькому. Ответ пришел неправдо­ подобно быстро — через неделю. Он начи­ нался так: «Вы написали очень хорошую книгу — это неоспоримо. Ч итая «Горькую линию», получаешь впечатление, что ав ­ тор — человек даровитый, к делу своему относится вполне серьезно; будучи к аза ­ ком, находит в себе достаточно смелости и свободы дл я того, чтобы изображ ать к а за ­ ков с беспощадной и правдивой суро­ востью, вполне заслуж енной ими. Вам 25 лет; пишет^ Вы о том, что видели, когда Вам было-- 12 лет, и, разумеется, Вы не могли видеть всего, что изображ ается Вами. Но когда читаешь Вашу книгу — чувствуешь, что Вы как будто были непо­ средственным зрителем и участником всех событий, изображ аемы х Вами, что Вы как бы подслуш али все мысли, поняли все чув­ ствования всех Ваших героев. Вот это и есть подлинное, настоящ ее искусство изо­ браж ения жизни силою слова». Получить от великого художника такую оценку своего труда — счастье для литера­ тора. В самые нелегкие годы писательской биографии И ван а Ш ухова, когда новые книги его упорно отвергались издатель­ ствами, а прежнее творчество стало при­ вычной мишенью д л я конъюнктурной кри­ тики, это письмо (и последовавшие за ним,— до самой смерти А. М. Горький при­ стально, требовательно и доброж елательно следил за путем молодого прозаика) под­ держ ивало писателя, не давал о свернуть на легкие, протоптанные тропки, заставляло бороться за признание своей творческой ма­ неры. Первы е варианты лучших книг И. Ш у­ х о в а — «Горькой линии» и «Ненависти» — были созданы единым взрывом молодой творческой энергии. И х сила и своеобразие покорили читателей. Лю бому непредвзято­ му взгляду стало ясно, что в советскую ли­ тературу пришел даровитый и оригиналь­ ный худож ник с собственным видением мира, с новыми темами, с неповторимой п а­ литрой. Но взрыву предшествовал длительный период накопления материала. Он начался в детские годы, когда в родной Преснов- ке — одном из форпостов линии Сибирского казачьего войска на границе с казахской степью — мальчик видел, как расколол О к­ тябрь казачью станицу, стал свидетелем драматичнейшей эпохи ее бытия. Он про­ долж ался в годы учебы на рабф аке в Ом ­ ске и в Московском литературном институ­ те им. Брюсова, когда студент И. Шухов делал первые шаги в журналистике. Особенно плодотворным для накопле­ ния впечатлений было короткое, но очень насыщенное время профессиональной рабо­ ты в газете. И. Шухов вспоминает: «Р аб о ­ тая разъездным корреспондентом, я два года не вылезал из телеги и саней, объ ез­ дил огромную территорию нынешних С верд­ ловской, Челябинской, Тюменской, К урган­ ской и Пермской областей, заезж ал в К а ­ захстан». Оригинальные и неожиданные, первые романы И. Ш ухова не были, конечно, в ли­ тературе явлением случайным и единичным, зависящим только от характера дарования их создателя Они лишь с наибольшей в тот момент полнотой выразили особенности творчества целой группы молодых совет­ ских прозаиков и п о это в /ч ьи книги позж е оставили очень заметный след в истории нашей литературы. Характерен перечень ли­ тературных знакомств и друж б И. Ш ухова той поры. В Омске он особенно близок с молодым Леонидом Мартыновым, в Н ово­ сибирске— с П авлом Васильевым, лишь на­ чинавшим свою неповторимо-яркую песню, в Свердловске — с П авлом Баж овым , ко­ торый был уж е годами не молод, но чья пи­ сательская слава была еще впереди. Это были очень разные художники, но в их творчестве нетрудно обнаруж ить и об­ щие черты. Все они поднимали материал жизни бывших окраин России. Все реши­ тельно отрицали своими произведениями натуралистическое бытописательство. Все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2