Сибирские огни, 1966, №9
„СИЛОЮ СЛОВА...“ (к 60-летию И. П. Шухова) Т ридцать пять лет назад, в августе 1931 года молодой писатель послал свою пер вую, только что вышедшую в свет книгу А. М. Горькому. Ответ пришел неправдо подобно быстро — через неделю. Он начи нался так: «Вы написали очень хорошую книгу — это неоспоримо. Ч итая «Горькую линию», получаешь впечатление, что ав тор — человек даровитый, к делу своему относится вполне серьезно; будучи к аза ком, находит в себе достаточно смелости и свободы дл я того, чтобы изображ ать к а за ков с беспощадной и правдивой суро востью, вполне заслуж енной ими. Вам 25 лет; пишет^ Вы о том, что видели, когда Вам было-- 12 лет, и, разумеется, Вы не могли видеть всего, что изображ ается Вами. Но когда читаешь Вашу книгу — чувствуешь, что Вы как будто были непо средственным зрителем и участником всех событий, изображ аемы х Вами, что Вы как бы подслуш али все мысли, поняли все чув ствования всех Ваших героев. Вот это и есть подлинное, настоящ ее искусство изо браж ения жизни силою слова». Получить от великого художника такую оценку своего труда — счастье для литера тора. В самые нелегкие годы писательской биографии И ван а Ш ухова, когда новые книги его упорно отвергались издатель ствами, а прежнее творчество стало при вычной мишенью д л я конъюнктурной кри тики, это письмо (и последовавшие за ним,— до самой смерти А. М. Горький при стально, требовательно и доброж елательно следил за путем молодого прозаика) под держ ивало писателя, не давал о свернуть на легкие, протоптанные тропки, заставляло бороться за признание своей творческой ма неры. Первы е варианты лучших книг И. Ш у х о в а — «Горькой линии» и «Ненависти» — были созданы единым взрывом молодой творческой энергии. И х сила и своеобразие покорили читателей. Лю бому непредвзято му взгляду стало ясно, что в советскую ли тературу пришел даровитый и оригиналь ный худож ник с собственным видением мира, с новыми темами, с неповторимой п а литрой. Но взрыву предшествовал длительный период накопления материала. Он начался в детские годы, когда в родной Преснов- ке — одном из форпостов линии Сибирского казачьего войска на границе с казахской степью — мальчик видел, как расколол О к тябрь казачью станицу, стал свидетелем драматичнейшей эпохи ее бытия. Он про долж ался в годы учебы на рабф аке в Ом ске и в Московском литературном институ те им. Брюсова, когда студент И. Шухов делал первые шаги в журналистике. Особенно плодотворным для накопле ния впечатлений было короткое, но очень насыщенное время профессиональной рабо ты в газете. И. Шухов вспоминает: «Р аб о тая разъездным корреспондентом, я два года не вылезал из телеги и саней, объ ез дил огромную территорию нынешних С верд ловской, Челябинской, Тюменской, К урган ской и Пермской областей, заезж ал в К а захстан». Оригинальные и неожиданные, первые романы И. Ш ухова не были, конечно, в ли тературе явлением случайным и единичным, зависящим только от характера дарования их создателя Они лишь с наибольшей в тот момент полнотой выразили особенности творчества целой группы молодых совет ских прозаиков и п о это в /ч ьи книги позж е оставили очень заметный след в истории нашей литературы. Характерен перечень ли тературных знакомств и друж б И. Ш ухова той поры. В Омске он особенно близок с молодым Леонидом Мартыновым, в Н ово сибирске— с П авлом Васильевым, лишь на чинавшим свою неповторимо-яркую песню, в Свердловске — с П авлом Баж овым , ко торый был уж е годами не молод, но чья пи сательская слава была еще впереди. Это были очень разные художники, но в их творчестве нетрудно обнаруж ить и об щие черты. Все они поднимали материал жизни бывших окраин России. Все реши тельно отрицали своими произведениями натуралистическое бытописательство. Все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2