Сибирские огни, 1966, №9
творчества. Печатаю тся сборники его рас сказов «Голубая ящерица», «Арабские часы», «Соленый колодец», в 1946 го д у—-роман «Юконский ворон», с успехом вы держ ав ший пять изданий. Затем появляется целая серия исследований, написанных заним а тельно и поэтически («Летопись Аляски», «Земной круг», биографические повести о Прж евальском , Миклухо-М аклае, Дежневе, историко-биографическая повесть «Идущие к вершинам», получившая множество от личных отзывов и удивившая знатоков на сыщенностью историческим материалом ). Стихи С. М арков пишет всю жизнь. «Говоря о поэте, мы всегда говорим о его любви. Только ею ж ивет все созданное им. И ненависть, и печаль рождаю тся у не го только через любовь ко всему живо му»,— эти слова Кайсына Кулиева хорошо вы раж аю т первоистоки искусства. Д а, чрезвычайно широк круг любви поэта и мо гуч интеллект его, а знание мира беспре рывно усложняется и усовершенствуется и, усложняясь, до последних дней жизни раздувает огонь исканий и деятельности. Больш ому поэту чуж да каминная грусть. Эта древняя истина, вынесенная из опыта литературного труда прежде всего самими писателями и поэтами, неукоснительно оп равды вала себя на судьбах многих и мно гих людей, чье творчество давно позабы то; вот уж е долгие века она стойко -борет ся с подлогом, силою времени разоблачая ж еманные слезы сноба и проводя непрохо димую границу между ними и печалью большого сердца. Так понятна нам и вели кая мрачная тоска Лермонтова, грациозная и бушующая лирика Пушкина, так трево ж ен и зовущ набатный клич Некрасова, так умиротворяющи и светлы строки Тют чева и Никитина! Поэты нашего времени хранят и продолж ают традиции своих пред шественников. И, как и в прежние време на, наряду с художественной ценностью, граж данская совесть и историческая досто верность являются наиболее надежной га рантией связи с народом, и только это оп ределяет необходимость творчества лите ратора. И в прозе, и в поэтических произведе ниях С. М аркова тема любви и цены чело веческого существования, то есть цены ос тавленного им труда, единства своей судь бы и судьбы народа, тема преемственности поколений составляет содержание каждого стихотворения, как бы ни различны они были по объему и какая бы дата ни рас сказы вала о времени их создания. Жизнь свою попробуй сделать чудом. Не на месяц, а на много лет...— писал поэт в далеком 1928 году, еще толь ко вступая в большую литературу. Посто янная тревога о каж дом прожитом дне, как о невозвратимой частичке скоропроходя щей жизни, о собственных силах, отданных другим, о необходимости или только при зрачной значимости сделанного — звучит в стихотворении «Пчела», написанном в 1932 году. К ак бы возвращ аясь к этой д у ме, много раз выверенной жизнью, расска зы вая о мужестве предков, чьи судьбы были неделимы с нуждами России, он со ветует читателю: «Могилы неизвестные со чти!» («Предки», 1947 г.). В более позднем стихотворении «Ис кра» (1950 г.) поэт вновь возвращ ается к теме полной слитности человека, народа и Родины: Отчизна-мать, не позабудь меня! Я искра от могучего кремня. Я не погас в пустынях и снегу, Придет мой час — я океан зажгу, В какие дали ты умчишь меня Дыханием, исполненным огня? Погасну я... Тебе, отчизна-мать. От полюса до полюса сиять! Мудрое преклонение перед прошлым родной земли, перед ее большой судьбой, чувство гордости за свою причастность к ней и восхищение ее величавостью и гро мадностью — это тож е один из основных мотивов и ранних, и поздних стихов С. Маркова. И всюду — горизонты сини. Светла туманов пелена. Я видел тундры и пустыни Твои, великая страна! («Современник») Стихи о любви к женщине всегда осо бым светом наполняют творчество поэта; они чисты и прозрачны, слитны с нацио нальной культурой быта, речи и повадок героев, и как-то особенно чутко и понятно раскрыты в них щедрость, доброта и т а лантливость русской натуры. На заре Звенигород звенит — Будто пчелы обновляют соты. Все поет —деревья, камни, воды. Облака и ребра древних плит. Ты проснулась. И лебяжий пух Лепестком на брови соболиной, Губы веют теплою малиной Звоном утра околдован слух* Белое окошко отвори! От тебя, от ветра, от зари Вздрогнут ветви яблони тяжелой. («Знаю я — малиновою ранью», 1940 г.) Такая неразрывная, органическая слит ность древнего и настоящего, любви к женщине и любви к природе и отечеству, такое преклонение перед душевным богат ством, необыкновенностью и силой русско го характера и родным языком всегда бы ло в духе лучших традиций нашей литера туры. Как итог своего творческого труда, связанного с национальной культурой и словом, как объяснение своей любви к ним звучит прекрасное стихотворение «Русская речь» (1954 r.):i Я —русский. Дышу и живу Широкой, свободною речью. Утратить ее наяву — Подобно чуме иль увечью. ...Мне снилось: пытали огнем И тьмою тюремного крова, Чтоб замерли в сердце моем Истоки могучего слова. Но вновь я познал наяву
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2