Сибирские огни, 1966, №9
ско-ам ериканской компании северо-восток Сибири для изучения возможностей уста новления телеграфной связи меж ду Амери кой и Россией через Берингов пролив и Сибирь. В торая поездка состоялась в 1885— 1886 годах, когда Кеннан получил разреш е ние осмотреть сибирские тюрьмы, познако миться с бытом политических заключенных, с жизнью ссыльных поселенцев. Впечатле ния от этой второй поездки легли в основу книги «Сибирь и ссылка», которая вышла в 1891 году в Лондоне. Кеннан в своей книге мало говорил сам — он д ав ал слово документам, добы вая которые, нередко рисковал собственной безопасностью . В частности, ему удалось раздобы ть ф ормуляр, графы которого дол ж ен был еж ем есячно заполнять полицей ский, что осущ ествлял надзор за «неблаго надежными». В ф орм уляре содерж ались вопросы, даю щие достаточно ясное представление об ог раничении жизни ссыльных унизительней шей опекой- Имя, отчество, фамилия лица, состоящ е го под надзором полиции? В каком городе (деревне), уезде, губер нии, участке, улице, доме, комнате живет оно? Ж и вет ли оно на собственной квартире или в доме другого? В последнем случае необходимо сообщить все о хозяине квар тиры. Ж и вет ли лицо одно или с другом? В последнем случае сообщить имя, занятие и прошлое товарищ а по квартире. Имеет ли лицо прислугу? Если нет при слуги, то кто убирает комнату? Что находится в комнате? Кто стирает ему белье? Имя и ф амилия прачки? К огда и от кого получает письма, деньги? Ест ли оно в своей квартире или в дру гом месте? Посещ ает ли публичную библиотеку, ка кую? К акие книги прочитал в последнее время? К ак пооводит время дома? О ткуда берет средства к жизни? Если д ает уроки, то кому, если служ ит, то где? К огда впервые увидел его чиновник, при каких обстоятельствах? Во сколько часов выходит из дома и когда возвращ ается? Состоит ли в связи с женщиной, а если она, то с мужчиной? Где встречаются? Кто посещ ает неблагонадеж ного в тече ние месяца? В какое время дня и ночи?5 Книга Кеннана произвела потрясающее впечатление на европейскую общ ествен ность. Ещ е до вы хода в свет лондонского изда ния часть статей из этой книги была опуб ликована в русском переводе в П ариж е. По поводу этих публикаций Г. В. Плеханов писал: «г. Кеннан беспощ адно разоблачил не которую долю гнусностей русского прави тельства перед читающей публикой образо ванного мира. Этим он о к азал величайшую услугу революционерам»6. С париж скими публикациями познако мились не только русские революционеры, но и царские чиновники. Поэтому неудиви тельно, что вы ехавшего как раз в то время на С ахалин Ч ехова опередило уж е упоми навшееся предписание начальника Г лавного тюремного управления. М ожно не сомневаться, что, не будь на пути Чехова таких препятствий, он не обо шел бы молчанием в своей книге о С ах ал и не судьбы политических ссыльных, р асска зал бы о трудной их жизни, о м уж ествен ной борьбе. Конечно, впоследствии о многих из этих людей рассказали и историки и литераторы , но осталось немало и таких, о ком еще и сегодня, в канун 50-летия Советской вла сти, читательская широкая аудитория имеет самое смутное представление. Особенно ощутимы проблемы в освещении так назы ваемого разночинского, народнического пе риода сибирской политической ссылки. Революционеры 70-х годов, горячо ве рившие в крестьянство, в его «социалисти ческую» природу, надеялись разреш ить социальные вопросы путем народной, кресть янской революции, но их тактика не оп р ав дала себя, крестьяне остались равнодуш ными к их пропаганде. З а то ж ертвы были неисчислимы: тысячи землевольцев, а за ни ми и народовольцев попали на скамью под судимых, были отправлены в Сибирь. К азалось бы, здесь они прекратят в ся кую деятельность. Именно на это рассчиты вала администрация тюрем, рискнувшая из-за «перенаселенности» на кое-какие по слабления в размещении заключенных, в соблюдении внутреннего режима. И вдруг — прокламации! Это было для сибирской ж андармерии, для губернаторов, как ушат холодной воды. Об одной из таких прокламаций сооб щил в феврале 1877 года генерал-губерна тору Восточной Сибири енисейский губер натор.7 О тпечатанная типографским спосо бом прокламация поступила из П ариж а, н а зы валась она — «Демонстрация на площ ади у К азанского собора». Эта политическая демонстрация была для того времени большим событием. 6 д е кабря 1876 года представители интеллиген ции и рабочих собрались на площ ади воз ле К азанского собора и подняли красное знам я с надписью «Земля и воля». Перед собравшимися выступил с яркой речью Г. В. Плеханов. Закончил он ее под гром кие возгласы: — Д а здравствует социалистическая ре волюция! — Д а здравствует зем ля и воля! Спешно прибывшие ж андармы попыта лись разогнать демонстрантов, однако те оказали сопротивление. Произошла ж есто кая схватка. Зам олчать этот «политический демарш » было нельзя, в газетах появилось прави
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2