Сибирские огни, 1966, №9
Ватикану, называет его площадь и протя женность стен, рассказывает о банях импе ратора Тита и о чудесной мозаике в них. Мы попадаем в окружение богов. Туристы Америки, глядя на скульптуру, спрашивают, сколько весят, из какого материала, и тут же оценивают их. Гид говорит об этом, растерянно и виновато улыбаясь. Гудит Сикстинская капелла разноязыким говором туристов. — Микеланджело — копф,— показы вает на свою голову Мария Луизина. Она без конца перечисляет по пальцам, что знает английский, немецкий, французский, испан ский, а вот русского, к сожалению, пока не знает, и что если бы она знала русский, разговор о Микеланджело и о Сикстинской капелле мог быть у нас интереснее. Здесь, в этом зале, поголок которого расписан Микеланджело, а главная стена представляет его же «Страшный суд», вы бирают пап. Сегодня кажется чудовищным, что хра нителем великих произведений искусства является Ватикан. Здесь лучшие фрески Р аф аэля, знаменитые гобелены, единствен ные в мире, неповторимые скульптуры... При входе в собор Святого Петра нас предупредили: «Женщинам покрыть плечи». В прекрасном творении Микеланджело и Браманте — соборе Святого Петра — шла служба. Коленопреклоненный парень, ока завшийся к нам ближе остальных, игриво покручивал носком щегольского ботинка, безразлично глядя по сторонам. У большин ства молящихся вид скучающий. Но. как оказалось, это не мешает им ве рить в бога. Италия религиозна. Д а ж е наша моло денькая переводчица Лена, вполне совре менная девушка, сказала как-то: «Я, конеч но. о т к р ы т о не верю в бога, но в душе все- (гаки верю». В нишах домов, нередко рядом с б ар а ми. мы видели мрачных мадонн, около них горящие лампадки, грустные ветки гладио лусов. Кто-то зажигает с тайной надеждой на помошь эти лампадки, кто-то кладет трепетной рукой эти умирающие цветы. В воскресенье, к 12.00, эти люди толпа ми спешат на площадь Святого Петра, что бы получить благословение наместника бо га на земле — папы. Наше посещение Вати кана совпало как раз с воскресным днем, и мы присутствовали на этой церемонии. Было II 40 Плошадь наполнилась людь ми. машинами, каретами. Невыносимо па лило солнце. На большой высоте над зем лей с одного из подоконников спустили знамя. Там. в окне, должен был появиться папа. И люди томились, глядя на это окош ко с пестрыми лоскутками под ним. Неда леко от нас молодые люди в черных одеж дах священнослужителей громко смеялись, как смеются все на свете парни \ нам было странно слышать этот обыкновенный смех в такой необыкновенной обстановке. И вдруг засигналили машины, зааплоди ровали люди. В рамке окна показался папа. Шумел, как и пять минут назад, фонтан на площади. Так же палило солнце. А люди встали на колени на раскаленные камни. — Санта Мария...— разносили микрофо ны сипловатый голос. — Санта Мария...— откликалась пло щадь. Д а м а с синими крашеными волосами с любопытством заглядывала в мой блокнот, забыв о папе... Она, наверное, не зажигает лампадки в уличных нишах. Ей, наверное, нечего просить у бога. Рядом с нею новый автомобиль, и сама она слишком элегантна. А может быть, у нее есть свой наместник на земле, и она неслучайно интересуется чу жим блокнотом?.. — Санта Мария...— дружно тянули мо лодые люди в черных одеждах священно служителей. Их лица стали строги и бес страстны. Но были в толпе молящихся и такие лица, с которых свет надежды стирал муки отчаяния. Были полные слез глаза. Папа вяло поднимал руки — и взоры со бравшихся на площади устремлялись к не бу. К тому самому небу, с которого спусти лись вчера мы. i — Санта Мария... Мы как-то притихли, устали от солнца, почувствовали, что стало совсем душно. Нет, не по нам такие церемонии! — Санта Мария... Пе с н я Проезжаем Э у р — новый район Рима с его грандиозными зданиями. Здесь прохо дят все выставки и международные конфе ренции. Улица великолепных домов заканчи вается «Квадратным Колизеем». Очень ча сто встречаются уборщики мусора с метал лическими ящиками-скребками в руках. В новом показательном квартале должен быть попяток. Но почему мусор убирается вручную? Оказывается, механизация подоб ного труда опасна для итальянского труже ника: слишком много в Италии человеческих рук, жаждущих работы. В римском отеле «Володье» нам как-то довелось увидеть: портье натирал полы вручную, а рядом стояла сверкающая лаком и краской машина. — Если я буду пользоваться.машиной,— объяснил он нам,— то хозяин высчитает не малую сумму из моего жалованья. В дальнейшем на ремонтных работах вдоль дорог и даже на строительстве до мов — всюду мы видели ручной труд. Прекрасные здания из бетона и стекла — и ручной труд, но это не единственный кон траст в Эуре Вторая странная картина еше более поразила нас. На окраине Эура нам встретился дом с башенками и кокош никами в древнерусском стиле. Над ним — надпись из огромных латинских букв — «Самовар» Выясняется: это ресторан рус ских эмигрантов. В нем прислуживают офи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2