Сибирские огни, 1966, №9

на маленькой пьяццетте — площадке, где стояли мрачноватые дома с облупившейся штукатуркой. З а поворотом виднелся ста­ рый, как сама Венеция, трехэтажный отель «Альборо», с красным полотняным козырьком над входом, с двумя подстри­ женными лаврами в кадках. С другой сто­ роны его омывал канал, по которому гон­ дольеры уже доставили наши чемоданы. Но канал был настолько узким и неудоб­ ным, что парадный вход уже давно сдела­ ли сухопутным. После ужина мы впятером отправились на поиски площади Сан-Марко. Это оказа­ лось нелегким делом. Некоторые из наших товарищей, проблуждав часа по три, так и не смогли выбраться в центр города. Тем­ ные улочки, в большинстве своем, не име­ ют названий. Они настолько узки, что если вы встанете плечом к одной стене, то паль­ цы вашей протянутой руки уткнутся в дру­ гую стену. Наименования даны каналам, мостам и площадям да площадкам. Отвер­ нувшиеся от улочек дома имеют общую для города порядковую нумерацию. Стены облезлые. Двери выкованы из железа, на окнах нижних этажей — железные решетки, вверху окна прикрыты тяжелыми ставнями. Так в былые времена венецианские купцы оберегали свое богатство. Сейчас купцы уже не те, но старые запоры не успели из­ носиться и сила привычки показывает свою живучесть. Все торговцы накануне воскресенья з а ­ крыли свои лавки. Мы лишь догадывались о них по железным жалюзи. Но, выйдя на маленькую площадку, увидели ярко осве­ щенные витрины «Станда». Оттуда, после нескольких поворотов, добрались до кана­ ла, который был немного шире других. В нем коротали ночь черные гондолы, слов­ но гигантские гагары, скучившиеся в з а ­ ветрии и сунувшие клювы под крыло. К а ­ залось, спала вся Венеция. Лишь изредка гулко стучали по камню шаги одиноких прохожих да на мостиках чуть слышно мурлыкали что-то себе под нос «ночные красотки», поджидавшие загулявшихся ве­ сельчаков. Со всех сторон подступала непривычная тишина. Это единственный в мире город, избавленный от грохота трамваев и ж е­ лезного рычания автомобильных табунов. И бензинного перегара нет. Здесь своя на­ п а с т ь— от каналов попахивает помоями да гнилыми досками. В Амстердаме — «Северной Венеции» — улицы более всего бывают запружены вело­ сипедистами, здесь и велосипедов нет. По улочкам люди передвигаются только пеш­ ком. как в былые столетия. И гак можно пройти по всему лабиринту. Но вот до нас донеслись звуки музыки. Впереди — невысокая арка в громадном доме с полуколоннами, и стало ясно — мы близко к цели. Из-под арки, как из откры­ той двери рсвещенного дома, на мостовую лилась полоска света. Мы прошли под сво­ дами и ахнули, очутившись на громадной, залитой огнями, площади Сан-Марко. И хо­ тя вы много раз видели эту площадь и на. картинах художников, и в кино, и на фото­ снимках, хотя вы внутренне подготовили себя к встрече с чудом архитектурного ис­ кусства, вы все равно будете охвачены вос­ торгом перед открывающейся картиной. Впереди, искусно озаренный прожекторами, будто отчеканенный из света, вздымался знаменитейший из соборов с его причудли­ вым радужным фасадом. Справа, отделен­ ная от собора площадкой, вздыбилась че­ тырехгранная стометровая колокольня, с которой Галилей смотрел в свою трубу на звезды (правда, та, старая кампанилла, рухнула во втором году нашего столетия, но потом была построена такая же, еще не- овеянная стариной: кирпич выглядит но­ веньким), а слева, на Часовой башне, два- бронзовых мавра отбивали часы. Сначала один ударил молотом десять раз по гро­ мадному колоколу, потом другой отсчитал столько же ударов. Звон не заглушил музыки. Внизу, возле Палаццо Старых Прокураций, где расстав­ лены по-праздничному нарядные столики кафе, играли поочередно два оркестра. В центре площади туристы танцевали вальс, и наши сибиряки и сибирячки поспе­ шили включиться в этот вихрь. Неожиданно появилась кучка право­ славных монахов в черных рясах, в черных клобуках, с увесистыми серебряными кре­ стами на груди. Среди танцующих пар они, подобно тарану, продвигались ко входу в собор, уже закрытому для посетителей. От­ куда они взялись? И что им нужно здесь в ночную пору? Мы прошли мимо ьобора, повернули на­ право, в сторону моря, и снова замерли в восторге: перед нами сиял в огнях Дворец дожей. А рядом — черная морская вода. Ветер был хотя и легким, но он дул с Ад­ риатики, и волны почти заплескивались на набережную. Мы с опаской посматривали в темноту: если к утру разбушуется море, во­ да может залить всю площадь. Бывает, лю­ ди бродят здесь по щиколотку в воде, а в непогожие осенние дни плавают на гондо­ лах. Сейчас гондолы покачиваются возле на­ бережной, уставившись острыми носами в сторону площади. Чтобы волны не разбиЛи бортов, гондолы отделены одна от другой кольями, вбитыми в грунт. За такие колья у нас на озерах привязывают сети. Венеция стоит на дубовых сваях, вби­ тых в дно лагуны. Окаменев, сваи выдер­ ж али испытание временем. Считалось, что- город еще многие столетия вот такж е бу­ дет очаровывать путешественников. Од на­ ко замечено, что Венеция постепенно погру­ жается в море. Пусть это какие-то милли­ метры, но угроза нависает. Как спасти чудесный город,— единственный в мире? Ответа пока чго нет. И денег тоже нет. Идем по набережной. Вот кончается Дворец дожей, его омывает канал, на др у ­ гом берегу темнеют мрачные стены тюрьмы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2