Сибирские огни, 1966, №9
на маленькой пьяццетте — площадке, где стояли мрачноватые дома с облупившейся штукатуркой. З а поворотом виднелся ста рый, как сама Венеция, трехэтажный отель «Альборо», с красным полотняным козырьком над входом, с двумя подстри женными лаврами в кадках. С другой сто роны его омывал канал, по которому гон дольеры уже доставили наши чемоданы. Но канал был настолько узким и неудоб ным, что парадный вход уже давно сдела ли сухопутным. После ужина мы впятером отправились на поиски площади Сан-Марко. Это оказа лось нелегким делом. Некоторые из наших товарищей, проблуждав часа по три, так и не смогли выбраться в центр города. Тем ные улочки, в большинстве своем, не име ют названий. Они настолько узки, что если вы встанете плечом к одной стене, то паль цы вашей протянутой руки уткнутся в дру гую стену. Наименования даны каналам, мостам и площадям да площадкам. Отвер нувшиеся от улочек дома имеют общую для города порядковую нумерацию. Стены облезлые. Двери выкованы из железа, на окнах нижних этажей — железные решетки, вверху окна прикрыты тяжелыми ставнями. Так в былые времена венецианские купцы оберегали свое богатство. Сейчас купцы уже не те, но старые запоры не успели из носиться и сила привычки показывает свою живучесть. Все торговцы накануне воскресенья з а крыли свои лавки. Мы лишь догадывались о них по железным жалюзи. Но, выйдя на маленькую площадку, увидели ярко осве щенные витрины «Станда». Оттуда, после нескольких поворотов, добрались до кана ла, который был немного шире других. В нем коротали ночь черные гондолы, слов но гигантские гагары, скучившиеся в з а ветрии и сунувшие клювы под крыло. К а залось, спала вся Венеция. Лишь изредка гулко стучали по камню шаги одиноких прохожих да на мостиках чуть слышно мурлыкали что-то себе под нос «ночные красотки», поджидавшие загулявшихся ве сельчаков. Со всех сторон подступала непривычная тишина. Это единственный в мире город, избавленный от грохота трамваев и ж е лезного рычания автомобильных табунов. И бензинного перегара нет. Здесь своя на п а с т ь— от каналов попахивает помоями да гнилыми досками. В Амстердаме — «Северной Венеции» — улицы более всего бывают запружены вело сипедистами, здесь и велосипедов нет. По улочкам люди передвигаются только пеш ком. как в былые столетия. И гак можно пройти по всему лабиринту. Но вот до нас донеслись звуки музыки. Впереди — невысокая арка в громадном доме с полуколоннами, и стало ясно — мы близко к цели. Из-под арки, как из откры той двери рсвещенного дома, на мостовую лилась полоска света. Мы прошли под сво дами и ахнули, очутившись на громадной, залитой огнями, площади Сан-Марко. И хо тя вы много раз видели эту площадь и на. картинах художников, и в кино, и на фото снимках, хотя вы внутренне подготовили себя к встрече с чудом архитектурного ис кусства, вы все равно будете охвачены вос торгом перед открывающейся картиной. Впереди, искусно озаренный прожекторами, будто отчеканенный из света, вздымался знаменитейший из соборов с его причудли вым радужным фасадом. Справа, отделен ная от собора площадкой, вздыбилась че тырехгранная стометровая колокольня, с которой Галилей смотрел в свою трубу на звезды (правда, та, старая кампанилла, рухнула во втором году нашего столетия, но потом была построена такая же, еще не- овеянная стариной: кирпич выглядит но веньким), а слева, на Часовой башне, два- бронзовых мавра отбивали часы. Сначала один ударил молотом десять раз по гро мадному колоколу, потом другой отсчитал столько же ударов. Звон не заглушил музыки. Внизу, возле Палаццо Старых Прокураций, где расстав лены по-праздничному нарядные столики кафе, играли поочередно два оркестра. В центре площади туристы танцевали вальс, и наши сибиряки и сибирячки поспе шили включиться в этот вихрь. Неожиданно появилась кучка право славных монахов в черных рясах, в черных клобуках, с увесистыми серебряными кре стами на груди. Среди танцующих пар они, подобно тарану, продвигались ко входу в собор, уже закрытому для посетителей. От куда они взялись? И что им нужно здесь в ночную пору? Мы прошли мимо ьобора, повернули на право, в сторону моря, и снова замерли в восторге: перед нами сиял в огнях Дворец дожей. А рядом — черная морская вода. Ветер был хотя и легким, но он дул с Ад риатики, и волны почти заплескивались на набережную. Мы с опаской посматривали в темноту: если к утру разбушуется море, во да может залить всю площадь. Бывает, лю ди бродят здесь по щиколотку в воде, а в непогожие осенние дни плавают на гондо лах. Сейчас гондолы покачиваются возле на бережной, уставившись острыми носами в сторону площади. Чтобы волны не разбиЛи бортов, гондолы отделены одна от другой кольями, вбитыми в грунт. За такие колья у нас на озерах привязывают сети. Венеция стоит на дубовых сваях, вби тых в дно лагуны. Окаменев, сваи выдер ж али испытание временем. Считалось, что- город еще многие столетия вот такж е бу дет очаровывать путешественников. Од на ко замечено, что Венеция постепенно погру жается в море. Пусть это какие-то милли метры, но угроза нависает. Как спасти чудесный город,— единственный в мире? Ответа пока чго нет. И денег тоже нет. Идем по набережной. Вот кончается Дворец дожей, его омывает канал, на др у гом берегу темнеют мрачные стены тюрьмы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2