Сибирские огни, 1966, №9
сувениры до сих пор не изготовляют, а они бы очень пригодились. Всюду итальянцы, узнав, что мы из Сибири, восклицали: — О, руссио-сабирио! По шумному и пестрому меркато я бро дил-от палатки к палатке, от лавочки к л а вочке, пока мне не испортил настроение один торговец дичью. Н а д самым тротуа ром висели нарядные фазаны, возле них — утки, те самые, что гнездятся у нас. Я з а шел в лавочку, чтобы узнать цену, и чуть не вскрикнул от удивления и возмущения: на больших лотках лежали рядами чечет ки, щеглы, скворцы... Да, да. я не обознал ся — певчие пташки, которых мы так лю бим и так оберегаем. Раф аэль, как известно, написал прелест ную «Мадонну со щегленком»,— мы видели ее в Уффици. Ее бамбино гладит щегленка, принесенного вторым мальчуганом. А тут певчая пташка превращена в битую дичь! На одном лотке — пташки в оперении, на другом — ощипанные, синие, страшные. Таблички сообщают: неощипанный щегол стоит 45 лир (немного дешевле газеты), ск в о рец— 140. Ощипанные на 10 лир д о роже. У соседнего торговца — бутерброды из жареных шеглов, вроде сандвичей — лом тик хлеба снизу, ломтик сверху. Ужасно не приятно торчат тоненькие птичьи лапки. Рассказывают, что существуют сроки охоты, определенные законом. Но это не охота, а истребление, приуроченное к пере лету птиц в теплые края и обратно к ме стам гнездовий. С вечерних прогулок новосибирцы, впер вые оказавшиеся в капиталистической стр а не, возвращались потрясенные. Д о сих пор они только из книг, журналов да газет знали о «падших женщинах», теперь сами увидали их, стоящих в ожидании возле отелей и баров. Тут все возрасты покорны суровым условиям жизни, толкнувшим к постыдному промыслу. Можно видеть и из рядно потрепанных, которым уже никакие румяна не помогают, и совсем молоденьких, д а ж е юных, не так давно оставивших школьную парту. В последние годы под нажимом левых сил и прежде всего коммунистов многое сделано для улучшения положения италь янских женщин. Они пользуются избира тельным правом. Законом оговорена р а в ная плата за равный труд. Запрещено увольнять женщин, вышедших замуж. Пре доставляются оплачиваемые отпуска в с вя зи с беременностью. В законе записано право занимать должности, считавшиеся мужскими. Все это так. Но мы нигде не видели, чтобы женщина работала в ресто ране. Традиции сломать нелегко, тем более в условиях уж асающего роста безработи цы. И жертвы больного общества оказы ваются на бульварах. В тысячи раз была бы милее и прекрас нее Италия, если бы... Нас тоящая Венеция В дом входят, сняв галоши у порога; в Венецию въезжают, оставив машину за околицей. Мы приехали поездом. Остался позади мост длиною в три с половиной километра, перекинутый через лагуну. По этому же мосту проложена и шоссейная дорога. Но у въезда на станцию она уходит вправо, на другую сторону Большого канала. Там-то и замирает автомобильный поток — у самого порога города. Из вокзала вышли на за а с фальтированный берег. Было по-осеннему прохладно. От канала Гранде, в котором отражались вечерние огни, тянуло сыро стью. Носильщики в синих куртках и формен ных железнодорожных фуражках уже пе регружали наши чемоданы из моторизован ных тележек в большую, традиционно чер ную грузовую гондолу, у которой и нос и корма значительно укорочены. Она отлича лась от всем известной гондолы не меньше, чем ломовая телега от изысканного каб риолета. Постукивая мотором, подошел к прича лу беленький «вапоретто» — родной брат нашего речного трамвая. Это единственный нарушитель тишины, если не считать мо торных лодок, теперь — в вечернюю пору — попрятавшихся в узеньких каналах, что от ветвляются в обе стороны от основного водного пути. Зан яв места на палубе, мы любовались старыми дворцами, как бы всплывшими на поверхность сказочной л а гуны. Н а их ступеньках, у самых порогов, плескалась вода, взбаламученная шустрым «вапоретто», напоминавшим о современно сти. У домов победнее погнили от сырости нижние кромки дверей. У подъездов вбиты полосатые сваи, что бы в непогоду гондолам и моторкам было удобнее швартоваться к ступенькам. Мне доводилось видеть Амстердам, про званный «Северной Венецией», но между этими двумя городами больше различия, чем сходства. Там основа земная, здесь — водная. Это чувствуется с первой ж е ми нуты. Большой канал походит на широкую реку. Его длина около четырех километров. Извиваясь наподобие буквы S, он делит город на две части и вливается в канал Сан-Марко, похожий на бухту. В Венеции 160 каналов, заменяющих улицы, 118 островов, 390 мостов. Но через Канале Гранде перекинуто только четыре. Наш «вапоретто» нырнул под крытый, мраморный, построенный Микеланджело, мост Риальто, вздыбившийся холмом, и опять стал причаливать попеременно то к одному, то к другому берегу, в какой- то степени заменяя лодочную переправу. Лишь в дневную пору, как мы убедились позднее, можно видеть гондольеров — пе ревозчиков. Они перевозят с берега на берег по пять человек. На девятой остановке мы высадились
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2