Сибирские огни, 1966, №9
ла сибирячке, сидевшей за нашим столом. Обед закончился. Официанты выстрои лись для проводов, ждали подарков. К а ж дому хотелось получить ленинский значок. Хотя у нас значков с портретом Ильича было много, на всю поездку их не хватило. После полудня мы распростились со Средиземным морем, поблекшим за дож де вой сеткой, и дорога через маленькие древние городки, затейливо прилепившиеся к скалам, повела нас к новому перевалу. В глубоком ущелье поблескивала горная река. Из тоннеля вынырнул пассажирский поезд,— всего четыре мрачноватых, будто насквозь пропыленных вагона,— и тотчас ж е скрылся в другом тоннеле. Он шел из Палермо в Сиракузы. От реки по обрыву взбирался к вершине горы старый город Рагуза, центр одно именной провинции. Дома так плотно при лепились к скалам, что с одной из них з а гнали на балкон «Фпат-600». Что ни гово ри — редкостная площадка для стоянки ав томашины! З а Рагузой скалы расступились, и шоссе полезло вверх по обширному склону. Сады сменились полями, незнакомыми для наше го глаза, привыкшего к бесконечным про сторам Барабы с ее светлыми березовыми колками. Здесь не было ни деревца, ни кустика. Полоски маленькие, с полгектара. И по всем межам выложены стенки из камня почти в рост человека. У нас на Севере, чтобы расчистить поле, выкорчевывают лес, здесь — выковыривают камень. И собран он далеко не весь — мелким буквально усеяна вся пашня. А местами дождевая вода стру ится по серым плитам, раздробить и убрать которые для бедного крестьянина оказа лось непосильно. Т яжела сицилийская земля! Ох, как трудно здесь добывать хлеб насущный! Каменные стены вокруг полосок обере гают пашню от размыва. Не будь их, вот такие ливни, как сейчас, уцесли бы вниз тощий пахотный слой земли. И весь склон горного хребта изрезали бы оврагами. Вечерело. Справа едва заметно мигнул маяк. Там берег Ионического моря, один из двух сиракузских портов. — Здравствуй, город Архимеда! В старой части Сиракуз, расположенной на островке, вся мостовая была покрыта лужами. Возле тротуаров — высокие, прямост вольные, как московские липы, розовые лавры с аккуратной подстриженной кро ной. Они — эмблема города. С весны до поздней осени покрыты цветами, близкими к олеандру. Не зря Сиракузы издавна слы ли красивым уголком земли. Греки называ ли свою колонию королевой Средиземного моря. На склоне горы — давно заброшенная каменоломня. В древности там работали рабы. Разбирая камень, они открыли гро мадный грот. Позднее Микеланджело н аз вал его Ухом гиганта. Возле Уха на месте каменоломни вырастили сад. Во время древних войн темный и сырой грот был превращен в тюрьму для пленни ков, где выживали немногие. Узкий просвет ведет наверх. Там стра ж а подслушивала — не шепчутся ли внизу пленники, не замышляют ли побега? Грог, в самом деле, походит на ухо. Под его высокими сводами отличная аку стика. Не только шепот, д аж е вздох слы шен в глубине. Сюда приезжают вокалисты, чтобы петь стоя у стены и слушать свой го лос. повторенный чутким эхом. Лет десять назад тут снимали «Аиду» с участием в главной роли Софи Лорен. Сейчас в грот натекла дождевая вода. Целое озерко! Направляемся к выходу. Справа под скалы тоже натекла вода, осталась узень кая дорожка. И тут откуда-то из-за кам ней вывернулся изможденный старик в чер ном берете, полусогнутый нуждой и неду гами. Он настойчиво тряс перед нами моточками тонкого шнура, свитого из ко нопли. Мы догадывались, о чем он говорил. — Купите, синьор. Купите, синьора,— пробовал на разрыв.— Крепкий шнур! Го дится для сушки белья! Попрошайничество запрещено, но такие обездоленные «торговцы» мало чем отлича ются от нищих. Их много на улицах и пло щадях итальянских городов. По тропинке среди садов мы огибаем гору и оказываемся в громадном мрамор ном амфитеатре, построенном древними греками по образцу знаменитого афинского театра Диониса. Так же, как там, использо ван склон горы. Диаметр верхней части здесь достигает 148 метров. И в гигант ском «зале», потолком которому служит небо, всюду отличная слышимость. Мы убедились в этом, когда один из туристов, как актер, вышел на белокаменную сцену и заговорил с разместившимися в верхних рядах. Вблизи плещется море. Оттуда, в осо бенности по вечерам, доносится легкое ды хание бриза, и, подхваченные им, слова ак теров летят к публике. Местный гид, преподаватель истории, рассказывает, что театр был открыт одной из пьес Еврипида. На премьере восторжен ные зрители, надо полагать, кричали: «Ав тора! Автора!» И по сие время в весеннюю пору, когда мраморные ряды становятся настолько теплыми, что на них можно си деть, здесь при заходе солнца играют пье сы великого эллинского драматурга. Только шрают уже не на греческом, а на итальян ском языке. В современных Сиракузах нет ничего, что напоминало бы о деятельности Архиме да, погибшего во время защиты города от римских легионов. И могила великого м а тематика не была известна. О ней знали только по краткому описанию, оставленно му Цицероном. А этой осенью, копая кот-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2