Сибирские огни, 1966, №9
ценными памятниками искусства своего вре мени, когда развитие живописи, например, быдо связано почти исключительно с хра мами. Правда, на раскопках Помпей м ож но видеть фрески в бане, но это редкое ис ключение. Н аш а экскурсия началась на площади, где возвышается изящный портик каф ед рального собора XII века, к которому при мыкает столь ж е старый королевский дворец. Буддисты, чтобы всякий раз не утруж дать себя произношением вслух длинных молитв, написали их на бумаге, положили в ящички, которые можно вращать легким прикосновением руки. Придет безграмотный человек в дацан, покрутит такой ящичек, и это будет означать, что он произнес все замысловатые молитвы. А в здешнем старом соборе прикреплено к стене железное колесо с колокольчиками по его ободу. Когда служит мессу высоко поставленный прелат, то один из его по мощников крутит это колесо (такие колеса с колокольчиками можно купить в лавоч ках ремесленников, повесить у себя дома и крутить в часы досуга). Сейчас церковники приспособились к современности: запишут такую мессу с ко локольчиками на магнитную пленку и по местят в особый автоматический магнито фон, прикрепленный к церковной стене. Придет католик в церковь в неурочное вре мя, когда нет мессы, опустит монету в а в томат, снимет трубку и прослушает все богослужение. Чем отличается такой бого молец от неграмотного буддиста, в ращ аю щего ящик с молитвенными листами? Д а и культ богородицы-заступницы, вы раженный в бесчисленных мадоннах, то по- византийски строгих и суровых, то по-чело вечески обаятельных, осчастливленных поя влением своего первенца, заимствован, как известно, на Востоке. Этот культ сродни и нашей сибирской Золотой бабе с младен цем на руках, легенду о которой в глубо кой древности сложили кочевники, оби тавшие в низовьях Оби и ее таежных при токов. А здесь во многое верят, словно в от кровение. С особой остротой это чувство валось в катакомбах капуцинского мона стыря. У входа в подземелье нас встретил подпоясанный веревкой древний старик, н а поминавший мифического Харона, и, тре буя пожертвований, потряс кожаным меш ком, в котором звенели монеты. Но от цар ства мертвых нас отделяла не легендарная река, а обычные двери с обычным порогом и несколько ступенек, ведущих в глубину, в мрачный коридор, откуда покойники ср а зу ж е уставились на нас пустыми глазница ми. Они леж али на полках (до самого потолка) то по одному, то по д в о е— вале том, стояли, привязанные к стенам. Почер нела и высохла кож а на ввалившихся щ е ках, полуистлела одежда, лишь частично сохранились волосы. Восемь тысяч мумий! Последний покойник, принятый под эти сво ды, был мумифицирован сто лет назад. Иногда мастерам этого дела удавалось придать телу умершего как бы полную не тленность. В глубине катакомб есть особая комната, где искусные умельцы превращали трупы в мумии, пользуясь каким-то своим способом, существенно отличающимся от древнеегипетского. В Палермо многим из вестно, что это дело рук человеческих, и все ж е люди, ослепленные яркой религиоз ной мишурой и сбитые с толку торжествен ными ритуалами, до сих пор продолжают верить в чудодейственную силу «святых мощей». Между прочим, в здешних катакомбах был мумифицирован труп Людовика IX, умершего во время одного из грабитель ских крестовых походов и названного «свя тым». Мумию увезли во Францию, а на Си цилии в особой раке хранят его внутренно сти. Тоже святыня! По дорогам Сицилии В Палермо началось наше пятидневное путешествие по острову на автобусе. Накануне наш водитель Клавдио, высо кий, смуглолицый, поднялся из-за руля и повернулся к нам с неуверенностью и не ловкостью. От Л ау ры мы уже знали, что Клавдио заговорит о своей жене. Она не видала той части Сицилии, куда мы едем, и он хотел бы, если синьоры разрешат, взять ее с собой. — Конечно, конечно, берите,— ответили ему в несколько голосов. Но утром он подъехал один и пояснил со смущением, что жена не смогла собрать ся в дорогу. Нам было понятно то, о чем он умолчал,— не рискнула поехать: ждет ребенка. Из тесных улиц мы выбрались на ас фальтированную дорогу, проложенную че рез весь остров до Катании. Приморская долина, приподнятая к го рам, казалась устланной бугорчатыми пли тами малахита: плотно сливались кроны невысоких деревцов цитрусовых садов. Апельсины уж е собраны. А второй летний урож ай лимонов, еще не позолоченных солнцем, терялся в листве. Но на ветвях,— мы это видели в монастырском саду,— уже новые бутоны, самые желанные для садово дов: плоды третьего урож ая считаются лучшими —- их нежат обильные дожди. Сады, сады. Чистые, будто недавно умытые, благоухающие. Они раскинулись на многие километры, до скалистых сопок. И нигде ни души. Благостная тишина! Уж не в таких ли садах возникла и веками бытовала сладень кая легенда о безмятежных райских кущах? Однако у нас уж е сложилось некоторое представление о здешней жизни. Лето в Сицилии отличается жестокостью: даж е в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2