Сибирские огни, 1966, №9
В сквере — непременный бронзовый всадник. И главные улицы носят уже при вычные нашему уху наименования: виа Рома (Римская улица), корсо Виктора Эммануила, и площади знакомые — пьяцца Верди, пьяцца Гарибальди. Только зеле ный наряд другой, более роскошный — пальмы, агавы да аспарагусы. Улицы кишат автомобилями, хотя здесь их несколько меньше, чем в Риме или Н е аполе. И сразу бросается в глаза отличи тельная черта города — возле тротуаров двигаются мелкой рысцой, позванивая ко локольчиками, ослики, запряженные в дву колки. Они развозят по ресторанам и л ав кам овощи д а фрукты, доставленные из пригородных долин. Осликов в Сицилии любят не меньше, чем у нас в Узбекистане или в Армении. Но здесь их украшают по-своему: между ушей и на спине поверх седелки торчат разно цветные султаны из перьев, жесткого воло са и ярких ленточек с колокольчиками. Ос ликов рисуют на сувенирах, в частности на бамбуковых дудочках, похожих на наши пастушеские свирели. И среди подарков, которые нам вручила туристская фирма, оказался игрушечный ослик, запряженный в двуколку, разукра шенную, как на праздник. Н а цветном шнурке висело третье колесо. Запасное? Нет. Такое ж е яркое расписанное колесо можно купить в лавке антиквара. Для счастья. Вроде нашей подковы Любовь любовью, но эти экзотические, принаряженные ослики — признак бедности, соседствующей с богатством незначитель ной части населения. Ослик и двуколка — символ деревенской отсталости. И мы уже догадывались, что здесь нам предстоит встретиться с более резкими контрастами, чем в средней части страны. Неподалеку от Палермо, на одной из лысых гор — остатки древнейшего города Портиселло. основанного так же, как и сегодняшняя столица Сицилии, выходца ми из Финикии. Д а ж е № наше время в Италии часто встречаются небольшие горо да, расположенные на самых вершинах гор, а в ту далекую пору это было первым ус ловием градостроительства. Люди, как ор лы, выбирали неприступные для врагов скалы, откуда неусыпные дозорные могли обозревать окрестности. По крутой змейке асфальта автобус долго подымался в гору, потом ему стало невмочь. Мы покинули машину на крошечной площадке и, миновав маленький архе ологический музей, стали взбираться выше неудобной дорогой, выложенной квадрат ными плитами. Ди ву даешься, как могли тут ослики тянуть вверх двуколки, H arpyj женные снедью и фуражом. Ведь на голой каменной вершине и оливу невозможно было вырастить, не говоря уже о виногра де и овощах. Д а ж е невзыскательным как тусам тут не за что уцепиться корнями. Вот остатки жилищ, неприглядных ко нурок. слепленных из дикого валунника и похожих на убогие пастушеские хижины. Вот две каменные плитки, притертые одна к другой. Это ручная мельница, на каких в Горном Алтае посейчас еще растирают под жаренное ячменное зерно, чтобы пригото вить толкан к чаю. Вот узенькие улочки с канавками для стока воды. Доисторический водопровод! С марта по октябрь здесь солнце не щадно раскаляет камень. Лишь в ноябре начинаются ливни. И этот дар небес, как наипервейшую ценность, было необходимо собрать по капельке, чтобы потом при бережном хранении дотянуть до следующей осени. Водой дорожили не меньше, чем хле бом,— для нее сооружали особые хранили ща. Вот в каменном полу дома круглое от верстие, заткнутое гранитной пробкой ве личиной с ведро. Внизу — дождевая вода. А вот общественное хранилище, вырублен ное посредине городской площади. Прошли века, изменились условия ж и з ни, люди спустились с высокой вершины и возле порта построили большой город. А древнейшее сооружение продолжает дей ствовать — хранилища полны прошлогодней дождевой воды, теперь здесь никому не нужной. Облик столицы острова запечатлел си цилиец Джузеппе ди Л ампедуза в ро мане «Леопард»: «Низкие, жавшиеся друг к другу дома Палермо, казалось, были по давлены беспредельной громадой монастьг рей. А их здесь десятки, и все они огром ные, плотно прижавшиеся друг к другу, монастыри мужские и женские, монастыри богатые и бедные, монастыри для благо родных и для простонародья, монастыри иезуитов, бенедиктинцев, францисканцев, капуцинов, кармелитов, августинцев... эти монастыри... несли в себе то ощущение смерти, рассеять которое и исступленному сицилийскому солнцу было невмочь». С тех пор город поднялся ввысь, новые дома заслонили собою некоторые монасты ри, но число их, как мы убедились во вре мя поездок и прогулок по городу, отнюдь не уменьшилось, если не возросло. Один из персонажей названного романа говорит о своей Сицилии: «Сколь прекрас на была бы эта страна, если б...», другой про себя подхватывает: «Если б в ней не было столько иезуитов». В Палермо — старый университет, н а циональный музей с археологическим от делом и художественной галереей, где хра нятся картины сицилийских художников. Но ни музей, ни университет почему-то не были включены в нашу программу. В здание об ластной ассамблеи, состоящей из 93 депута тов, мы не могли войти,— там шли прения по какому-то местному законопроекту. Зато старыми церквами и монастырями нас уго стили вдоволь. Слов нет, церкви являются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2