Сибирские огни, 1966, №9

НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ НАУНИ В. ВИНОГРАДОВ ЗЕМЛЯ, ВОДА И МАТЕМАТИКА Земля... Мы вбиваем в нее бетонные основания жилых многоэтажий, делаем из нее дамбы, строим на ней космодромы. И — пожалуй, это самое главное — броса­ ем в нее семена, чтобы потом, осенью, со­ брать хлеб наш насущный. А вода? Вода несет на себе наши л ай ­ неры, вращает лопасти турбин, хранит ры­ бьи косяки, журчит в кранах водопровода. И — пожалуй, это самое главное — поит землю, рожающую нам хлеб. Земля и вода. Неразрывное единство, созданное природой. Источники жизни на планете, состоящие, на первый взгляд, в простых отношениях друг с другом. Но это только на первый взгляд. В дей­ ствительности ж е отношения эти чрезвы­ чайно сложны и еще до конца не познаны человеком. Каковы законы, по которым живет в земле и над землей капелька воды, стано­ вясь попеременно то облаком, то рекой, то льдом, то дождевым потоком? Как поить водой землю, чтобы утолить ее ж аж д у ? Люди не первое тысячелетие думают над разгадкой этих законов. Древнегрече­ ский ученый Геродот, которого называют отцом истории, в пятом веке до нашей эры побывал в легендарном Вавилоне. Он оста­ вил восторженное описание прекрасного города. Среди достопримечательностей Вавилона были висячие сады — одно из семи чудес света, сады, построенные Н а в у ­ ходоносором для его любимой жены — и н ­ дийской царевны. Удивительное сооружение могли возве­ сти только люди, обладавшие значительным запасом знаний, большим опытом строи­ тельства и орошения. Теперь ученые счита­ ют, что самым активным помощником древних строителей была математика, ко­ торую они хорошо знали и не менее хоро­ шо умели применять на практике. Что же способствовало такому развитию столь сложной науки в Вавилоне? Земля Междуречья, где располагался Вавилон, плодородна, но очень засушлива. Д л я того, чтобы разбудить жизненные си­ лы, дремавшие в ней, надо было да ть ей влагу, оросить ее. Орошение требовало устройства целой системы каналов и пло­ тин, строительство которых было связано со всякого рода сложными вычислениями. Стали развиваться планиметрия и стерео­ метрия. Вавилонские математики зал ожи ли и основы алгебры, они умели извлекать квадратный и кубический корни. Так математика стала главной пособни­ цей повышения плодородия вавилонской земли. Это история! А какова роль отведена математике сегодня в повышении у р ож а ­ ев? Чтобы ответить на этот вопр.ос, побы­ ваем в лаборатории, где ученые думают о лучшем использовании земли, в восстанов­ лении ее плодородия. Бытует такое представление, что земли у нас — необозримые просторы. Но данные исследований и расчетов научных учреж ­ дений убеждают в обратном. Оказывается, уж не такое огромное число гектаров, спо­ собных родить хлеб, осталось в резерве. Вот расчеты института «Гипроводхоз», доложенные в конце прошлого года на н а­ учной конференции, посвященной схеме комплексного освоения водных ресурсов Обского бассейна. Вся территория страны — 22,3 миллиона квадратных километров. П лощ адь земле­ дельческой зоны составляет 13,4 миллиона квадратных километров, из которых непо­ средственно сельскохозяйственными угодь­ ями занято только 5,1 миллиона, причем почти половина этой площади приходится на пастбища и сенокосы. Остальная пло­ щ адь — это горы, леса, водные поверхности и прочие земли, непригодные для исполь­ зования в сельском хозяйстве. Итак, на долю пашни остается 2,5 мил­ лиона квадратных километров, а использу­ ется 2,2 миллиона, то есть в резерве для дальнейшего увеличения пахотных земель находится всего лишь 0,4 милливна кв. км.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2