Сибирские огни, 1966, №9
И на чашу весов легли категории, едва ли сопоставимые в обычной обстановке. Если оставить машины з д е с ь— это, во-первых, очень тяжело отразится на строитель ных работах. И, во-вторых, нет гарантии, что они потом будут спасены вообще. Но это еще не самое главное. Если он сейчас не докаж ет своим людям возможность вы хода из любого критического положения, ему потом будет очень трудно с ними р а ботать. А ведь здесь, на севере, такие острые ситуации могут стать явлением частым и обычным. К тому же — командирам не п р о т аю т никакой слабости, это он знал отлично. И Урих приказал переправляться... Ему много раз приходилось бывать в подобных переделках. В Прибалтике, где они строили газопровод в только что освобожденных районах Литвы, в него стреляли. Л еса вокруг трассы кишели бандитами, которых вовсе не устраивало соседство строи телей И они решили разделаться с ними. В Уриха стреляли наверняка, не ради забавы или угрозы. И, честно говоря, никто — ни друзья, ни враги — не думали, что си выживет... Во время блокады он строил подземные коммуникации Ленинграда, и о д н аж д ^ снаряд ударил в газовую трубу всего в нескольких метрах от чего. Обгорел, но выжил. И так вся жизнь как-то шла над крутыми обрывами. Хотя он, совсем не стре мился к этому. Просто так складывались обстоятельства. И вот сейчас эгч пятнадцать минут... Он старался не думать о том, сколько шагов осталось до берега. Старался не замечать, как все сильнее прогибался лед у него под ногами. За грохотом мотора он не слышал треска его, и это было жутко, как в немом кино. Если бы в ту минуту можно было трезво проанализировать,наскольконужно, чтобы он шел по льду вперед машины, то могло бы оказаться, что практической поль зы от этого гораздо меньше, чем самого риска. Но человек, который шел по льду, знал, как велик в таких случаях фактор моральный. И потому шел легко и уверен но. И не трезвый расчет, а именно его уверенность, порыв передавались людям. Почти у самого берега он оступился и попал в полынью К счастью, она о к аза лась неглубокой, и он быстро выбрался. Через минуту огромная машина уткнулась в высокий берег. Стало совсем тихо. И тут Урих поймал себя на удивительной мысли, которая никак не вязалась со всем происходящим. ...Старик Эйнштейн... теория относительности! Сколько споров было, сколько кажущихся несообразностей... Оказывается — можно лететь в звездолете год, а на земле пройдут тысячелетия... Уму непостижимо! А вот сейчас с ним случилось в миниатюре го же самое — вся переправа заняла не больше пятнадцати минут, ко вме сте с тем прошли долгие, томительные часы, а может быть, дни... Потом он увидел побледневшие пица людей, свои мокрые ноги, застывшую на взгорье громаду экскаватора и... рассмеялся. Это было, право, забавно, что именно сейчас в голову пришла мысль о теории относительности. Д а еше нелепое подтвержде ние сложнейших математических выводов таким далеким o r всей математики приме ром... Впрочем, человек — не кибернетическая машина с запрограммированным мыш лением,— с человеком всякое бывает. В том числе — и любые нелогичности. Вторую машину перетащили так же. Но действовали спокойнее и увереннее. Потом отряд шел еше два дня. И, наконец, остановился около речки Пуши. Она находилась значительно севернее Ем-Югана, и здесь еще царствовала зима. По карте значилось, что в этом районе должны буриться газовые скважины, что отсюда пой дет газ. Здесь надо было останавливаться и начинать работу. С е в ер н а я Венеция Речка была маленькая, узенькая, в некоторых местах совсем незаметная. Б е з обидный ручей. Она делила поселок на два «государства»: по одну сторону — ленин градцы, по другую — игримские буровики. Они пришли сюда вскоре после появления уриховского отряда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2