Сибирские огни, 1966, №8

ликую историческую освободительную мис­ сию. Почти треть книги посвящена раскрытию содерж ания общественного долга в период развернутого строительства коммунизма, когда наиболее характерной его чертой ста­ новится коллективизм. Автор справедливо отмечает, что коллективное моральное со­ знание не сводится к сумме взглядов и пе­ реживаний индивидов. Организованной группе людей присуще качественно иное, более высокое сознание общественного дол­ га. Это обусловлено постоянным эмоцио­ нально-психологическим контактом между членами коллектива, их требовательностью, организованностью и дисциплиной. Поэтому основное внимание в работе обращено на специфику коллективного долга: долга ин­ тернационального и патриотического, тру­ дового долга, как долга всех членов общ е­ ства перед всеми членами общества, долга коммунистов и т. д. Интересные мысли высказывает В. Реб- рин в третьей главе, где исследуется по преимущ еству отношение личности к своему долгу, пути и методы субъективацин тре­ бований общественного долга, превращение их в глубокие внутренние убеждения и привычки, становящиеся могущественным внутренним нравственным стимулом трудо­ вой, общественной деятельности и всего по­ ведения личности. Своеобразно содерж ание раздела книги, посвященного проблеме специфики м ораль­ ного долга по отношению к другим видам общественного долга: гражданскому, то в а ­ рищескому и т. д. Соотношение долга и личного интереса, долга и ж елания исследуется автором на разнообразном конкретно-социологическом материале. Здесь использованы выступле­ ния в ходе дискуссий, ответы, полученные в беседах анкеты, письма, газетные выступле­ ния и т. д. Это дает возможность выяс­ нить некоторые противоречия нашей дейст­ вительности, заключающиеся в расхождении между объективно необходимыми требова­ ниями общественного долга и субъективны ­ ми представлениями личности, позволяет показать пути преодоления этих противоре­ чий на конкретных примерах из жизни. К достоинствам книги следует отнести широкое использование ее автором худож е­ ственной литератуоы не только в качестве примеров, иллюстрирующих те или иные теоретические положения, но и как специ­ фического философского и этического м а ­ териала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2