Сибирские огни, 1966, №8
ты ее трудом — и счесть трудно. «Мужиком бы ей родиться»,— говорят люди, уваж аю щие и одновременно побаивающиеся ее. Очевидно, тяж елы е военные годы не про шли для Сосновой даром: она привыкла выполнять тяж елую «мужскую» работу, стала суровее и жестче. И сейчас ее ува ж аю т за трудолюбие, а вот суровость по рою оборачивается жестокостью. Нельзя, конечно, отрицать жизненность такого характера, можно, наверное, даж е любить таких людей, но нельзя оправды вать все поступки героини, к чему склонен писатель, пытающийся обелить даж е самое неприглядное в Д арье Васильевне — ее от ношение к сыну и его жене. Она ж елает разлучить их лишь потому, что Ирина не привычна к таежной жизни, к физическому труду, хотя искренне стремится освоить все это. Не понимает, да и не хочет понять Соснова свою невестку, отталкивает ее от себя, ожесточает. И лишь один раз Д арья Васильевна оказывается наедине со .своей совестью, но и эти размышления автор пре рывает подвигом мужественной женщины (схватка с медведем), акцентируя при этом опять-таки лучшие качества своей героини. Д рам атизм столкновения двух характеров так и остается нераскрытым, отчего роман отнюдь не выигрывает. Близость к природе оказывается такой ж е панацеей от всех бед для братьев В я ловых, которые, по определению автора, «от старой жизни вроде оторвались, а к но вой не пристали». Л егко и как-то неожи данно, без должного художественного обос нования братья «пристают» к новой жизни, коренным образом меняя свои взгляды. Д аж е центральные персонажи, выписан ные крупным планом (директор леспромхо за Скоробогатов, главный инженер Сухов), далеко не всегда убеждаю т читателя. И здесь автор сбивается порою на неожи данные повороты, художественно малообос нованные столкновения (например, обсуж дение поведения Скоробогатова и его мо ментальное осознание всех своих ошибок в конце ром ана). Шумит красавица тайга, подчас малей ший шорох в ней становится слышным чи тателю романа. И ж аль, что не таким ост рым оказывается глаз писателя, когда он вглядывается в судьбы людские. Ф . С е л и в а н о в , Ю. С у п и н СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Е ще одна книга о долге... Можно ли здесь сказать что-нибудь нового и интересного? Ведь на эту тему написаны сотни книг и статей. Прочитав книгу В. А. Ребрина «Общест венный долг строителей коммунизма»1, убеждаеш ься, что она и полезна, и инте ресна, и во многом оригинальна. Автор рас сматривает долг как «широкую социологи ческую категорию», которая охватывает и отраж ает «всю совокупность многообраз ных взаимных обязанностей людей, их кол лективов, организаций, объединений, об щностей». Теоретическая значимость рассуждений автора обусловлена тем, что в основе их леж ат принципы диалектики материального единства мира, отраж ения, развития, един ства абстрактного и конкретного. Работа исследователя заслуж ивает в этом отноше нии высокой оценки, тем более, что в н а шей этической литературе иногда нечетко проводится грань между долгом как сово купностью обязанностей человека, их от ражением в сознании и деятельностью по долгу. А это методологически неверно и приводит к путанице, исключает возмож ность исследования долга, его содерж ания, функций, связей, отношений и изме нений. В книге В. Ребрина чувствуется прочная «методологическая ось», ему удалось сде лать содерж ательный анализ долга и его трактовок в домарксистской и марксист ской этике. Эта часть исследования прове дена в историческом аспекте с привлечени ем большого количества этнографических м атериалов (работы Л . Моргана, Н. Мик лухо-М аклая, Ч. Д арвина, современных эт нографов). Автор показывает «земное» (в противовес религиозному учению) проис хождение долга как добродетели, возникаю щей и развивающейся лишь в человеческом обществе, говорит о том, что чувство долга и сознание долга детерминировано общест венным бытием. Раскры вая содерж ание долга в классо вых общественцо-экономических формаци ях, В. Ребрии показывает его наиболее ха рактерную черту — противоречивость, обус ловленную антагонизмом классов. Долг в этических учениях философов-апологетов господствующего класса — это прежде все го «юридическая и моральная обязанность по отношению к государству». Очень подробно исследуется в работе понимание долга европейскими и русскими философами XVIIТ и XIX веков. К сож а лению, из поля зрения автора выпало твор чество Гегеля, внесшего большой вклад в развитие философии в целом и этики в ча стности. В эпоху социалистической революции, как показано в работе, долг пролетариата вытекает из его положения в системе общ е ственного бытия и осознается в холе клас совых столкновений. Заслуга теоретиков коммунизма К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Л енина состоит в том, что они помог ли пролетариату до конца понять свою ве 1 В. А. Р е б р и н. Общее.венный долг строи телей коммунизма. Зап.-Сиб. кн. изд., Новоси бирск, 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2