Сибирские огни, 1966, №8
ко «П ам ять земли». В пятой — это в изве стной мере организованный разговор, в ко тором участвует большая группа авторов, каж ды й со своим материалом и своей пози цией. В последнем (шестом) выпуске име ется уж е специальная рубрика «Литература п ж изнь деревни», объединяющ ая очень разные, большей частью полемические вы ступления (В. Ч алм аев «Распаханное по ле», Н. Яновский «Трудный путь», И. Ви ноградов «Деревенские очерки В. Овечки на», Вл. Воронов «В раздум ьях о деревне», И. Питляр «Записки сельского учителя»). Не остывает спор о военной теме. В ше стом выпуске он ведется особенно горячо. Резко полемична статья А. Бочарова «П ол нота исторической правды». Острие ее по лемики направлено против уж е получивших в печати отрицательную оценку «Заметок о военном романе» И. Кузьмичева. А. Боча ров ведет спор резко, без реверансов в сто рону оппонента. «Это прямая неправда»,— восклицает критик. «Эта статья... печальный анахронизм... рецидив проработочной кри тики, построенной на недобросовестном тол ковании литературных произведений, на очевидных передержках». Д ум ается, что в данном случае резкость оправдана. Ведь речь идет о попытке зачеркнуть книги со ветских писателей, которые читатель полю бил за высокое стремление к созданию правдивой картины Великой Отечественной войны, в частности, о романах К.. Симоно ва «Ж ивы е и мертвые» и «Солдатами не рож даю тся» и повестях о войне Г. Б ак ла нова. А. Бочаров доказы вает теоретиче скую несостоятельность критики лучших книг советских писателей о войне под зн а ком того, что они не выдерживаю т «эта лонную проверку» на «главную книгу», на советскую «Войну и мир», он справедливо зам ечает: «Тезис о «главной книге» не име- : ет, конечно, ничего общего с реальным развитием литературы , которая существует не для одноразового выявления «сущно сти», а для полного, правдивого и бесконеч но многообразного отображ ения действи тельности» (с. 13). Лучш ие работы сборников импонируют теоретической основательностью и принци пиальностью. Однако некоторые статьи сви детельствую т о слабой теоретической осна щенности. Частные наблюдения интересны, конкретные зам ечания справедливы, но обобщения иногда делаются легко и без особой доказательности. Трудную задачу поставил перед собой Ю. Андреев в статье «Что поют?» Он ре шил дать обзор песен и романсов, не опуб ликованных большей частью в печати, бы тующих в магнитофонных записях и устном исполнении. Энтузиаст этого полуфольклор- ного ж анра, он собрал «тысячи метров узкой глянцево-коричневой пленки», заф ик сировавш ей продукцию советских «менест релей» и «миннезингеров», и впервые в кри тике рассказал о них читателю. Ю Андре ев, таким образом, начал полезный разговор о заметном явлении духовной Ж 'зни сов ременной молодежи, попытался снять с не го покровы сенсационности и чуть ли не апокрифичности и взвесить реальное идей но-художественное значение популярных самодеятельных произведений, многие авто ры которых, мож ет быть, впервые стали и з вестны широкой читающей публике через его статью. Говоря о лучших романсах это го рода, Ю. Андреев отказы вается видеть в них сплошь поэзию «второго сорта». Он доискивается до их законных традиций и раскры вает ценный литературно-педагогиче ский смысл одних, противоречивость и сложность других, претенциозность и пош- ловатость третьих. Вообще ж е автор от кровенно симпатизирует этому движению современных «ашугов» и «акынов». Критик настолько симпатизирует своим «подопеч ным», что иногда ставит в заслугу самые элементарные вещи, без которых немыслимо существование литературного ф акта. Он р а дуется, например, тому, что современные песенники «каждый раз не бездумно, а весь ма осознанно выраж аю т именно то, что хо тят сказать» (с. 270). А как ж е иначе? В песнях Б. О кудж авы критик заметил «много недостатков», но при этом выделил одно несомненное достоинство: «никто не скаж ет, что они циничны» (с. 269). С к а ких это пор отсутствие цинизма стало воз водиться в ранг поэтической добродетели? В конце статьи Ю. Андреев ставит неко торые теоретические проблемы, связанны е с жанровым определением рассматриваемого им специфического явления современной по эзии. Он относит его к области фольклора. Однако тут ж е исследователь приводит веские аргументы, которые могут быть вы д винуты против его утверждения: отсутствие в рассмотренных ф актах коренных призна ков фольклора — коллективности, аноним ности, изустности создания, вариативности текстов. Принимая эти возраж ения, критик не сумел все ж е доказать, почему песни Б. Окуджавы, А. Высоцкого, Ю. Визбора, A. Городниикого и других поэтов того ж е ряда должны быть причислены к устному народному творчеству? Справедливое зам е чание о том, «что сейчас не может быть не проходимой, резко ограниченной пропасти между профессиональным и народным твор чеством», вы раж ает скорее ж елание уйти от решения вопроса, поставленного в подза головке статьи: «Так что ж е это за явле ние?», чем решить его. В. Барановский — защитник идеи ж ан ровой чистоты рассказа. Он сетует на ж ур нал «Наш современник» за то, что «в це лом ряде случаев заметно именно неж ела тельное... влияние очерка на рассказ». Т а кая ж елезная нормативность теории вряд ли способна оказать полезную услугу прак тике. Справедливо оспаривают положения B. Барановского другие участники собеседо вания о рассказе. Теоретическая беспечность выступает и тогда, когда элементарные истины, прочно легшие в основу марксистско-ленинской эстетики и закрепленные в школьных и ву зовских учебниках, высказываются как тео ретические откровения критика, как плод
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2