Сибирские огни, 1966, №8
с теми, кто в очерке Е. Дорош а «Дож дь по полам с солнцем» увидел очернительскую тенденцию, Вл. Воронов опирается и на существующие в литературоведении законы анализа художественного произведения и на собственные наблюдения. Обращ аясь к автору одной из «разоблачительных» статей, критик заявляет: «Кстати, я был у вас, ува жаемый Сергей Алексеевич, в деревне Аминьево, что недалеко от Москвы...» Вл. Воронов воспользовался оружием своих оппонентов: фактами из жизни того колхо за, откуда пишут, он опровергает их самые веские доводы. Мы отнюдь не склонны пре увеличивать значение этого нетрадиционно го приема литературной полемики, но в данном случае употреблен он уместно и эффективно. Иногда, казалось бы, чисто академиче ский спор приобретает в критических стать ях высокий гражданский накал. А. Коган в статье «Продолж ая разговор...» ведет речь на будто бы специальную тему — о ро ли развязки в рассказе, но привлекает к разговору такой материал и поворачивает его к читателю такими социально-нравст венными сторонами, что критическая статья звучйт страстным публицистическим вы ступлением. Тщательно рассмотрев всю идейно-художественную структуру расска за Ю. Нагибина, критик не только улавли вает в нем такое явление, как «буренков- щина», но и указывает на его социальную вредоносность: «Если мы хотим успешно бороться против скепсиса, равнодушия, ци низма, то следует со всей определенностью сказать: в живучести этих явлений не в по следнюю очередь виноваты буренковы». С татья Н. Корж авина о С. М аршаке как будто все время оперирует понятиями профессиональной поэзии. Она открывает тончайшие оттенки мысли и чувства в не притязательных на вид, скромных, простых стихах. И лишь в заключении критик обна ж ает логику своих рассуждений, незаметно подводя нас к мысли о глубокой актуально сти поэзии «вечных тем» для нашего вре мени, поэзии, которая учит «тому, что надо хранить и за что надо бороться,— поэзии, культуре, гражданственности». Иллюстративность все меньше и меньше проявляется в статьях сборников. Но нет- иет и она дает себя знать. Особенно зам ет на сыпь иллюстративности в четвертой кни ге, заключающей статьи 1962— 1963 годов. Больш ая ответственная статья В. Новико ва пестрит многочисленными цитатами и подобранными к ним положительными или отрицательными примерами и лестными или нелестными комментариями. Не всегда, на мой взгляд, удачны статьи, открывающие некоторые выпуски. В них иногда можно ощутить предвзятость — от дельные писатели и их произведения не принимаются с порога и критика их не ут руж дает себя убедительной аргументацией. Так, критикуя пьесу А. Володина «Н аз начение», В. Озеров в статье «Дыхание ж и з ни» (вып. 5) замечает: «Зритель ж дет, что герой пьесы Лямин явится олицетворением процесса роста личности в наши дни» (с. 25). Но Л ямин не оправдал этих надежд зрителя, как, скаж ем, не оправдал надежд некоторых читателей герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов, так и не примкнувший к революционному войску. А почему бы не взять в расчет и то, что автор и не соби рается превращ ать Л ямина в «олицетворе ние процесса роста личности». Лямин гово рит о себе: «Я не умею руководить и управ лять! Я привык подчиняться и выполнять указания!» Критик упрекает драм атурга за то, что это заявление «остается в пьесе не опровергнутым». Но зачем же опровер гать, если так оно и есть? Зачем требовать, чтобы писатель создавал нечто противоре чащее его замыслу? И неужели не имеет права на сценическую роль тип такого ге роя, каким и задум ан Лямин? Г. Ломидзе в статье «Сила реализма» обрушивается на очерк Ф. Абрамова «Вок руг да около» за то, что его герои не соот ветствуют эстетическому идеалу критика: «С ними неприятно знакомиться. В них нет огонька, страсти, воодушевления» (сб. 4-й, с. 145). Он убежден, что такие люди и со бытия, происходящие с ними, нетипичны для 1962 года, для периода «больших пере мен в нашей жизни». И хотя старая, отвер гнутая и осмеянная аргументация — «так в жизни не бывает» — закамуфлирована р аз ными оговорками, именно она выдвигается критиком. Сила художественной литературы наших дней заключается в том, что ее реализм дает возможность судить о подлинных про цессах, происходящих в действительности, и позволяет, между прочим, критику на м а териале художественных книг ставить в аж нейшие проблемы общественной жизни. Сила критики в том, что она все более ши роко использует эту возможность. В сбор никах «Литература к современность» книги все чаще становится объектом не узколи тературных дискуссий о тех или иных ху дожественных достоинствах и просчетах. Критики страстно спорят о путях развития самой жизни. Большой раздел 6-й книги озаглавлен: «Литература и жизнь деревни». Это точная рубрика. Читатель не посетует на авторов статей за то, что они редко касаются так называемой «формы», не см а куют удачные метафоры и не восхищают ся оригинальными композиционными реше ниями. Зато здесь идет громкий, во весь голос, бескомпромиссный спор о явлениях жизни, отраженных литературой. Во многих выпусках критических сбор ников идет серьезная дискуссия о сельской теме в литературе, неизбежно заключаю щая в себе и разговор о самом селе. И с каждым выпуском она расширяется, углуб ляется. В первых книгах это еще одиноч ные выступления: В. Л акшина по поводу повести Ф. Абрамова «Безотцовщина», Л. Якименко о «Поднятой целине», Ф. Л е вина о романе Е. М альцева «Войди в к аж дый дом», Г. Бровмана о книге В. Фомен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2