Сибирские огни, 1966, №8
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Еф. Б е л е н ь к и й ГОЛОС КРИТИКИ Н езаметно, без особых объявлений и деклараций, у нас возник критиче ский ежегодник «Л итература и современ ность». В 1960 году под этим названием вышел первый сборник, в конце 1965-го — шестой. Книги составляются из статей, пуб ликуемых в литературной периодике. Как правило, это наиболее значительные вы ступления литературоведов и критиков по важнейшим вопросам литературной совре менности. Статьи чаще всего подвергаются авторской правке, нередко серьезной д о р а ботке, улучшаются, дополняются не без уче та резонанса, вызванного их первой публи кацией. Начатый по инициативе московских критиков, явившихся авторами первого вы пуска, сборник постепенно расширил свОю географию, привлекая критиков из союзных республик и областей Российской Ф едера ции. Отрадно, что в сборниках в роли крити ков участвуют и писатели. Иногда можно слыш ать разговоры о том, что поэты и про заики берутся за статьи и рецензии пото му, что их не удовлетворяет состояние про фессиональной критики. Возможно, что так бывает. В рассматриваемых книгах поэты и прозаики вы глядят равноправными коллега" ми критиков, а не их вынужденными зам е стителями. Н. Рыленков, Н. Корж авин, С. Наровчатов говорят свое компетентное слово о работе товарищей по цеху поэзии, всегда уместное и дельное, ставят проблемы развития своего ж анра. Заметно, как критическая мысль обрета ет все больший простор, как богаче стано вится ее язык, разнообразней имена. Н а р я ду с К. Чуковским, Ф. Левиным, К. Зелин ским, А. Метченко, Ал. Дымшицем, В. Гоф- феншефером, Е. Книпович и другими м а стерами, знакомыми еще по книгам или статьям довоенных лет, появляются новые имена критиков среднего и молодого поко ления: В. Огнев, И. Мотяшов, А. Нинов, Б. Сарнов, И. Виноградов, В. Лакшин и многие другие. Можно понять грузинского литературо веда Г. Асатиани, недавно заявивш его: «При чтении статей молодых русских кри тиков меня порой мучает зависть...» («Воп росы литературы», 1966. № 3, стр. 57). Это хорошая зависть старого мастера, радост но наблюдающего бурный рост молодежи. Сборники позволяют иногда наблюдать за ростом отдельных критиков. Например, И. Мотяшов. В четвертом выпуске он вы ступил со статьей под громким названием «Писатель и время», где отдельные удач ные наблюдения и подробности еще соче таются с общими рассуждениями и м ало значащими выводами. Его статья в шестой книге названа скромно — «Д ва рассказа». Но как много увидел критик в двух новел лах,— «Приезд отца в гости к сыну» Э. К а закевича и «Дамский мастер» И. Греко вой,— как тонко и глубоко проник он в з а мыслы двух художников и верно уловил то общее идейное и нравственное направление, которое объединяет два, казалось бы, столь разных рассказа и делает естественными их сопоставительное рассмотрение. Читая подряд сборники «Л итература и современность», можно заметить стремление составителей к все большей внутренней ор ганизации материала. В шестой книге статьи не только разбиты на разделы , но каж дый раздел получил обобщающую заглавную рубрику, а под рубрикой «Пути и судьбы жанров» имеются подзаголовки: «Поэзии мозолистые руки...», «Спор идет о расска зе...». Все это приближ ает сборники к типу периодического издания, усиливает направ ляющее редакторское начало. Наметились какие-то сквозные идеи, по следовательность в постановке проблем. Например, очередность в изучении жанровз роман, очерк, научно-фантастическая лите ратура, поэзия, рассказ, исторический роман. Определился как обязательный элемент сборников ж анр разговора «за круглым сто лом», когда предоставляется слово по одно му, важному для жизни литературы вопро су разным авторам, выслушиваются разны е решения, иногда резко противоположные, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2