Сибирские огни, 1966, №8

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Еф. Б е л е н ь к и й ГОЛОС КРИТИКИ Н езаметно, без особых объявлений и деклараций, у нас возник критиче­ ский ежегодник «Л итература и современ­ ность». В 1960 году под этим названием вышел первый сборник, в конце 1965-го — шестой. Книги составляются из статей, пуб­ ликуемых в литературной периодике. Как правило, это наиболее значительные вы­ ступления литературоведов и критиков по важнейшим вопросам литературной совре­ менности. Статьи чаще всего подвергаются авторской правке, нередко серьезной д о р а­ ботке, улучшаются, дополняются не без уче­ та резонанса, вызванного их первой публи­ кацией. Начатый по инициативе московских критиков, явившихся авторами первого вы­ пуска, сборник постепенно расширил свОю географию, привлекая критиков из союзных республик и областей Российской Ф едера­ ции. Отрадно, что в сборниках в роли крити­ ков участвуют и писатели. Иногда можно слыш ать разговоры о том, что поэты и про­ заики берутся за статьи и рецензии пото­ му, что их не удовлетворяет состояние про­ фессиональной критики. Возможно, что так бывает. В рассматриваемых книгах поэты и прозаики вы глядят равноправными коллега" ми критиков, а не их вынужденными зам е­ стителями. Н. Рыленков, Н. Корж авин, С. Наровчатов говорят свое компетентное слово о работе товарищей по цеху поэзии, всегда уместное и дельное, ставят проблемы развития своего ж анра. Заметно, как критическая мысль обрета­ ет все больший простор, как богаче стано­ вится ее язык, разнообразней имена. Н а р я­ ду с К. Чуковским, Ф. Левиным, К. Зелин­ ским, А. Метченко, Ал. Дымшицем, В. Гоф- феншефером, Е. Книпович и другими м а­ стерами, знакомыми еще по книгам или статьям довоенных лет, появляются новые имена критиков среднего и молодого поко­ ления: В. Огнев, И. Мотяшов, А. Нинов, Б. Сарнов, И. Виноградов, В. Лакшин и многие другие. Можно понять грузинского литературо­ веда Г. Асатиани, недавно заявивш его: «При чтении статей молодых русских кри­ тиков меня порой мучает зависть...» («Воп­ росы литературы», 1966. № 3, стр. 57). Это хорошая зависть старого мастера, радост­ но наблюдающего бурный рост молодежи. Сборники позволяют иногда наблюдать за ростом отдельных критиков. Например, И. Мотяшов. В четвертом выпуске он вы ­ ступил со статьей под громким названием «Писатель и время», где отдельные удач­ ные наблюдения и подробности еще соче­ таются с общими рассуждениями и м ало­ значащими выводами. Его статья в шестой книге названа скромно — «Д ва рассказа». Но как много увидел критик в двух новел­ лах,— «Приезд отца в гости к сыну» Э. К а ­ закевича и «Дамский мастер» И. Греко­ вой,— как тонко и глубоко проник он в з а ­ мыслы двух художников и верно уловил то общее идейное и нравственное направление, которое объединяет два, казалось бы, столь разных рассказа и делает естественными их сопоставительное рассмотрение. Читая подряд сборники «Л итература и современность», можно заметить стремление составителей к все большей внутренней ор­ ганизации материала. В шестой книге статьи не только разбиты на разделы , но каж дый раздел получил обобщающую заглавную рубрику, а под рубрикой «Пути и судьбы жанров» имеются подзаголовки: «Поэзии мозолистые руки...», «Спор идет о расска­ зе...». Все это приближ ает сборники к типу периодического издания, усиливает направ­ ляющее редакторское начало. Наметились какие-то сквозные идеи, по­ следовательность в постановке проблем. Например, очередность в изучении жанровз роман, очерк, научно-фантастическая лите­ ратура, поэзия, рассказ, исторический роман. Определился как обязательный элемент сборников ж анр разговора «за круглым сто­ лом», когда предоставляется слово по одно­ му, важному для жизни литературы вопро­ су разным авторам, выслушиваются разны е решения, иногда резко противоположные, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2