Сибирские огни, 1966, №8
призыв и приказ человека, видевшего все это своими глазами. Глазами гуманиста, граж данина, патриота. К счастью, не все тогдашние мальчиш ки и их отцы сгорели в огне войны. О став шиеся живыми, вернулись победителями. Смогли сами стать отцами. И через два десятилетия Е. Стю арт написала стихотво рение о сегодняшних мальчишках и дев чонках, которым тож е еще нет и двадцати: «Подрастаю т мальчишки, самоуверенны слишком. П одрастаю т девчонки, не видав шие «похоронки», с легкой талией тонкой и с короткою гривкой девчонки». Это не просто стихотворение, это — глубокое р а з думье. Е. С тю арт не упрощает жизненной сложности. Н е пытается заверить нас, что все обстоит великолепно, но и не обруши вается на м олодеж ь с градом упреков. Она видит, что ребята наши — В чем-то схожие очень И вовсе не схожие: Есть такие. Что будут везде, как прохожие, А в сердцах у других, По-осОбому в каждом. Зреет творчества ж аж да И подвигов ж аж да. И поэтесса ненавязчиво внушает им мысль о том, что они, «подымаясь по но вым ступеням, подрастаю т сменяющим нас поколеньем» и что именно им придется не сти полную ответственность за грядущую эпоху, когда нас уж е не будет Д олгом поэта считала Е. Стюарт нужным вы сказать свое понимание «проблемы поко лений». Стихотворение «П одрастаю т мальчиш ки» впервые вошло в сборник «Стихи» (J963 г.). Это был ее седьмой сборник. С тех пор, как было написано самое первое стихотворение, Е. Стюарт, вероятно, непрерывно ощ ущает, как «жж ет ее неска занное слово», ж аж д ет лечь на бумагу «к сердцу подступивш ая строка». Пишет она много, хотя, как у каж дого настоящего худож ника, случаю тся у нее и затишья, на ступает период «спокойного солнца». Но сурово требовательная к себе, далеко не все считает она достойным публикации. Только этим и можно объяснить, что не^так уж часто вы ходят книги ее лирики. Сейчас Западно-Сибирское издательство выпусти ло девятый, юбилейный сборник. Д ля трех с половиной десятилетий работы количест венно опубликовано не так уж много. Поэтический талант Е. Стюарт прояв лялся уж е и в ранних стихах. Обретенный душевный опыт, пришедшая зрелость мыш ления (вернее будет назвать это мудро стью ), завоеванное высокое мастерство, конечно, существенно обогатили ее боль шой и очень особенный талант. Д ело, конечно, не только в том, что го лос ее уверенно звучит, так сказать, в «жен ской группе поэтического хора» стра ны. У нас принято как-то выделять эту группу. Вот почему, например, крупный поэт Василий Ф едоров (бывший сибиряк и. кстати сказать, один из многих, кому в н а чале творческого пути помогала «вставать на крыло» Е. С тю арт) подчеркивает, что ее имя «твердо стоит в ряду имен Веры Ин- бер, Ольги Берггольц, М аргариты Алигер, М аргариты Агашиной, Людмилы Т атьяни- чевой, Юлии Друниной, Вероники Тушно вой». С этим можно согласиться, если д о бавить, что, во-первых, все это — очень разны е поэтические индивидуальности, что, во-вторых, многие, если уж не все, из этих имен твердо стоят в ряду... видных совет ских поэтов вообще, и без их творчества (в том числе и без творчества Е. С тю арт) была бы беднее вся современная советская поэзия и что, в-третьих, некоторых поэтов с мужскими фамилиями, увы, невозможно поставить — по значимости творчества, мастерству, да и масш табам дарования — в один ряд с лучшими нашими поэтессами. Хорошо, что эта статья печатается не в третьем номере и что это мое утверждение нельзя трактовать как... кратковременную мужскую вежливость к 8-му М арта! Высокое мастерство, тонкий вкус и —-не могу назвать иначе — благородство чувств позволяют Е. Стюарт свежо и сильно рас сказы вать о том, что давно уж е стало «традиционным» в интимной лирике. Вот — почти целиком одно из таких стихотворе ний: «Где вьется хмель к березе тонкой л ас тясь, где звонкий шмель в траве гудит струной, все бродит нами преданное сча стье, аукаясь с лесною тишиной. Оно зовет, оно чего-то ищет, кружит по нашим тро пам без конца. Вот заглянуло в прежнее жилище и сходит, потрясенное, с крыль ца... Н ад ним плывет осенний полдень яр кий, и счастье все глядит из-под руки на зреющие ягоды боярки, на синеву мелею щей реки. И вновь зовет: «Подайте только голос — откликнусь я за тридевять земель, пусть д аж е в сердце что-то раскололось...» ...Шуршит, шуршит полузавядший хмель... И не дойти до счастья, не доехать — дорог обратных вновь не разы скать. Ему печаль но отвечает эхо. А мы молчим. Н ам нечего сказать». Как весом и впечатляющ , как пронзи тельно бередит душу этот образ бродящего по лесу счастья, преданного и покинутого д в у м я— любившими когда-то друг друга! Поэтесса как бы перевернула здесь обычную логику, привычный ход мыслей: не люди ищут счастья, оно само, в н адеж де вернуться к ним, «все глядит из-под ру ки», зовет — безответно! И заменить в этом стихотворении какое-нибудь слово дру гим — невозможно. И сама интонация сдерж анная, полная достоинства и в то же время почти трагичная — каж ется един ственно возможной. Я уж е говорил, что неизменно лириче ское восприятие мира, столь характерное для Е. Стюарт, полностью проявляется, ко нечно, не только в такого рода стихотво рениях. Мне думается (если искать сопоставле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2