Сибирские огни, 1966, №8
Они обвыкнут. Хохолки пригладят. Совсем ручными станут. А потом В другой, неученической, тетради Они, быть может, шевельнут крылом. И тут уж е мобилизуется воображение взрослого читателя, ему становится ясным многозначительный намек о другой тетра ди, в которой буквы, сложенные в слова, «шевельнут крылом». Ведь это — как бы пророчество: девчушка станет поэтессой! Л может быть, это не предсказание буду щего, а воспоминания о прошлом — не о себе ли говорит поэтесса? Не о своей ли первой неученическон тетради? Ведь позже ока напишет: «Останешься перед лицом со бытий с тетрадью чистой на твоем столе». И, .кстати, в этом стихотворении есть стро ки,' будто прямо продолжающие и разви вающие образ «букв-птиц», которые, быть может, «шевельнут крылом»: «И вот тогда слова в оживших строках вдруг встрепе нутся, словно стаи птиц». Первый сборник «взрослых стихов» поэ тессы увидел свет в 1943 году, когда ф а шистские захватчики, несмотря на крупные поражения, все еще надеялись лишить на шу страну — будущего. И само название тоненькой, напечатанной на ж елтоватой грубой бумаге книжки было ответом на безнадежные «расчеты» завоевателей — «Города будущего». Следующая книга ли рики поэтессы вышла в победном сорок пятом. Многие стихи Е. Стюарт, в которых ав тор решительно отвергал «облегченное» изображение жизни, несли в себе большой эмоциональный заряд и неуемную веру в победу, в неизбежное торжество правого дела. Эти стихи пронизаны не ложным «бодрячеством», а глубоким жизнеутверж^- дением. И этот суровый, неприкрашенный оптимизм был тем сильнее, что жил он в людях — вопреки их страданиям , напере кор мукам, хотя и то и другое нередко (и вполне закономерно) присутствовало в ее стихах военных лет. Как это трудно — взгляд последний кинуть На комнату. Поправить половик. На место кресло старое подвину 1 ь И к тишине прислушаться на миг. Взглянуть в окно с далекою звездою, И зеркало в немой голубизне, , В которое смотрелась молодою, Стеклом тихонько поверь 1 стене.., И выйти, унося свою кручину, И, не разж ав сведенных м/кий губ, Поджечь все это тоненькой лучиной, Чтоб ничего не оставлять врагу. Как нелегко молчать заставить память, А Возвратясь. на пепле и золе Вновь залож ить тот самый первый камень, Что всех прочнее ляж ет на земле. Я убежден, что подлинная поэзия этих глубоких и весомых строк не может оста вить читателя безответным и необогащен- ным. Дум ается только, что после такой ве ликолепной концовки с ее оптимистической трагедийностью лишней является еще одна строфа: «Как нелегко, все сосчитав моги лы, не умереть от горя самому. Как нелег ко! Но это все под силу прекрасному на роду моему». Тут внезапно возникает не свойственное Е. Стюарт голое разъяснение ясного. В стихотворении, написанном незадолго до Победы («Когда последний выстрел гря нет»), поэтесса призывает задум аться не только о тех, кто погиб на поле брани, но и о тех, кто, скорбя о погибших, не сложил рук, а ...на пепле всех желаний Опять возделывает сад. Обратите внимание: в предшествующем стихотворении понятие «пепел» употребле но в буквальном смысле (хотя последняя строка — о камне, который ляж ет «всех прочнее»,— звучит все-таки обобщенно-сим волически); здесь то ж е слово становится элементом сложной, динамичной м етафо ры — возделывание сада не пепле... ж ел а ний. Странно? Если хотите — да. Более то го — страшно. Но в обоих случаях — какая неистребимая сила жизни, какое торжество созидания над разрушением! Мы знаем, что с заветной тетрадью не расставалась поэтесса и на фронтовой до роге, и на сражающ емся полуострове Ры бачьем, где провела немало дней. И всюду, даж е там и тогда оставалась Е. Стюарт тонким лириком. Именно — ли риком, который уж асаясь жестокостью вой ны, с мукой видя, как умирают защитники острова, вместе с тем замечал, что «по щ е лям каменным над морем, в неласковых ладонях гор» растут... ромашки. И • радо вался, видя, что наши героические защит- ними острова, не очерствели душой, что сильна в них тяга к прекрасному и что в землянках «от взрывов непрестанных под рагивали бледные цветы в снарядных ме таллических стаканах», и что, «сто мелодий в сердце затаив... леж ала молча смуглая гитара». Но если прислушаться — «на к аж дый выстрел каж дая струна по-своему ти хонько отвечала». А после боя, когда ос тавшиеся в живых возвращ ались,— «она играла на такой струне, что д аж е и не вы разишь словами». В те дни родился в ее воображении высоковольтный поэтический образ в кон цовке, будто навеянный народными леген дами о природе, помогающей героям: Ромашкам белым солнца мало. Но их весной солдаты ждут. И раскололись даж е скалы. Чтоб только дать цветам приют! Цветы эти скраш ивали недолгий и нена дежный отдых «мальчишкам из морской пехоты, которым нет и двадцати». О них рассказала Е. Стюарт в другом — трагиче ском — стихотворении: Мальчишки чьими-то отцами могли бы стать... Могли бы стать. Но в море, в сопках, у Петсамо Им не воскреснуть и не встать. Им не любить, не улыбаться, Не прикасаться к сотням дел. Лишь вечно юными остаться Д осталось мальчикам в удел. В заключительных словах: «Живые, помните о них!» — не просьба, в них —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2