Сибирские огни, 1966, №8

Вы зовет ли у кого-нибудь колебания вопрос о том, из «детского» ли стихотворе­ ния взята цитата. Бесспорно, она — для младших ребят. И вот другой подснежник, подвергший­ ся внезапной атаке позднего майского сне­ гопада и тож е «нисколько не боящийся»: ...Ему бы, каж ется, заплакать, К земле пригнуться, унывать, А он стоит, как воин в латах. З а ж изнь готовый воевать! Н есомненно, что здесь в самой о браз­ ной системе вы раж ено мировосприятие взрослого человека. Более того: само это сравнение свидетельствует о смелости бо­ гатого ассоциациями воображ ения и об уве­ ренности поэтессы в том, что открытое ею сопоставление, казалось бы, несопостави­ мых понятий обязательно будет понято и принято читателем. Вот сказала так — и мы запомнили сразу, и нам уже хочется повто­ рять эти необычные слова о хрупком, м а­ леньком цветке: «а он стоит, как воин в л ат а х , за ж изнь готовый воевать!» И по­ нимаем, что это — не только о цветке, это — символ человека, м ож ет быть, внешне сла­ бого, тихого, как будто ломкого, но на сам ом деле — могучего духом, не сгибаю ­ щегося перед трудностями, казалось бы, н а­ много превосходящими его физические воз­ можности. Д а ж е — перед смертельной опас­ ностью. Е сть такие! И перед маленькими и перед взрослыми читателями возникает парадоксальный, но убеж дающ ий образ... мужественного, даж е героического подснежника! И в этом, д у­ м ается мне,— еще один важный для автора смысл, а возможно, и ответ тем критикам, которые, издавна признавая бесспорный т а ­ лант Е. С тю арт, долгое время друж но уп­ рекали поэтессу за «камерность звучания» любой темы в ее стихах и. по сути дела, требовали от нее трибунной громогласно- сти, т. е. невозможного (и не нужного) для нее. Она говорит обо всем как лирик, наде­ ленный негромким, но кристально чистым голосом, m ionta "в н Е ш тг спиКоПным, но ча­ ще всего — горячим, чуть дрож ащим от напора чувств. В этом, очень запоминаю ­ щемся своей индивидуальной окраской го­ л о се много оттенков; тон его то светло-ра­ достный, иногда восторж енный, то суровый, то горестный, д аж е трагичный, то ирониче­ ский. Обо всем — как лирик. Это значит, что трепетное душ евное волнение пронизывает и те стихи поэтессы, которые принято име­ н овать «интимными» — с вечными темами любви, счастливых встреч и мучительных расставаний; и те, в которых она размыш ­ ляет о делах Родины , о путях народа, строящ его коммунизм, о судьбах планеты; и те, в которых восславляет красоту ис­ кусства, красоту природы или красоту тру_- д а советского человека, создателя могучей социалистической индустрии. К ак нельзя более характерно для нее. что поэтесса Зорко разглядела «у опор высоковольтной линии колокольчики, такие синие». Грузный упирается металл В землю, отдыхающую в травах. Он ее не смял и не попрал — Спора нет меж ними, оба правы Там стрекозы, тишина озер, На воде фарфоровые лилии, А вверху рванулись на простор Провода высоковольтной линии. И в воде меж лилий изоляторы Чашечки фарфоровые спрятали — Опрокинулись в глубины синие Провода высоковольтной линии. Н азы вается стихотворение — «Сибир­ ский пейзаж». И ведь что интересно: нежные синие ко­ локольчики у поднож ья гигантских черных металлических опор позволяют читателю с четкой рельефностью вообразить, увидеть и сами эти мачты, широко ш агающие в бес­ предельную даль. А соседство «ф арф оро­ вых» (в переносном смысле) лилий с о тр а­ жениями ф арфоровых (в прямом смысле) чаш ечек-изоляторов и с проводами, «опро­ кинувшимися в глубины синие», д а и под­ черкнутая звуковая перекличка понятий «лилии» — «линии» — все это вместе вы зы ­ вает столь зримую картину, что как бы стирается грань м еж ду искусством слова и искусством живописи. И вы раж ена всеми этими средствами важ ная мысль о возни­ кающем единстве и взаимообогащ ении к р а­ соты природы и красоты техники. И это ведь нисколько не похож е ни на «Огни С и­ бири» Т вардовского, ни на соответствую ­ щие строки «Братской ГЭС» Евтуш енко или какие-либо другие худож ественные реше­ ния темы индустриализации Сибири. Это — ее, типично стюартовское решение! Широк охват времени «лирического дей­ ствия» ее стихов: наши дни, суровая воен­ ная пора, дальнее детство... Широка их «география»: родная Сибирь, Подмосковье, Ленинград, Заполярье, Крым, Грузия, П р а­ га. Города, деревни, сады , моря — южное и северное, речки с милыми названиями — Дрем а, Уень, Вертушинка, скалистый, мрач­ ный полуостров, лесные чащи и луговой простор... Нередко — дорога, движение... Уже само перечисление позволяет су­ дить о том ,к ак велик диапазон творчества Е. Стюарт, как многогранны интересы поэ­ та, работающ его для детей и для взрослых. Некоторые стихотворения Е. Стюарт я в ­ ственно направлены одновременно в два адреса. ...Первоклассница пытается овладеть букварем, старательно учится писать, роб­ ко осваивает тетрадки «в три линейки по косым». И вот — ...буквы, словно пойманные птицы, нахохлились по клеткам голубым. Это оригинальное сравнение (конечно, сразу ж е привлекающее и мобилизующее детское воображение!) получает интерес­ ное развитие:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2