Сибирские огни, 1966, №8

мет размышлений. И стихов на эту тему у поэтессы, как увидим ниже,— много. И так, родилась Е лизавета Константи­ новна Стюарт и провела детство — в Том­ ске. Н ачала учиться еще в дореволюцион­ ной гимназии, закончила советскую сред­ нюю школу-семилетку. В других учебных заведениях не училась. Трехмесячные курсы машинописи не в счет. Остальное — а в это остальное входит большей багаж разносто­ ронних знаний в гуманитарной области, широкий интеллектуальный кругозор — д о ­ быто самообразованием . В начале тридцатых годов томичка ста­ л а жительницей Новосибирска. Но связи с этим городом начались не­ сколько раньше и неожиданно для нее са ­ мой: в один поистине прекрасный день она с изумлением прочла на страницах выхо­ дивш его тогда в Новосибирске детского ж урн ала «Товарищ» два своих стихотворе­ ния — «Медведь» и «Лиса», да еще и рас­ сказ. О казалось, томские друзья тайно от нее послали эти произведения в редак­ цию — сам автор сделать этого не решался, и вот... После переезда Е. Стюарт в Новоси­ бирск ее стихи стали появляться в газетах «Юный ленинец», «О ктябрятская звездоч­ ка», а чуть погже — и в «Сибирских огнях». Первый ее сборник стихов «Про нас» вы­ шел в 1935 году (выходили в те годы ее книжки такж е в Омске, Иркутске). Стихи Е. С тю арт для детей — по темам и отбору худож ественных средств — весьма разнообразны , они непринужденно склады ­ ваются в циклы, и (что очень важно) м еж ­ ду ними легко провести четкую возрастную грань, точно установить их «адрес». Они охваты ваю т интересы и представления д е­ тей, собственно, всех основных периодов развития — от младших дошкольников до выпускников школ. М алышу, оставленному вечером в ком­ нате наедине с самим собой, всерьез каж ет­ ся, что под шкафом шевелится кто-то вро­ де слона: «...глаза, как бисеринки, хвост, как серая резинка!» Что и говорить — «ги­ потеза» для трехлетнего граж данина впол­ не убедительная! Вроде бы и немудрящую мысль содер­ жит концовка одного из стихотворений: Рыбкам выпрыгнуть на воздух Все равно, что нам — нырнуть! А ведь если вдуматься, в этом удивительно точном сравнении есть какое-то веселое от­ крытие, сделанное будто не самой поэтес­ сой, а вот, мож ет быть, тем самым малы ­ шом, когда он стал на три-четыре года по­ старш е. Это — доступный восприятию дошкольника важный вывод о разных фор­ мах жизни на нашей планете, о разных ви­ дах материи, вывод, выраженный в виде занятной, но чрезвычайно четкой, момен­ тально укладывающейся в сознании «фор­ мулы». И это само по себе очень важно: «С детьми нельзя только серьезно говорить о серьезном,— утверж дал Горький,— дети требуют забав». Или вот: После дож дика в лесу Тишина и сырость. Каждый листик, каждый сук Хоть немного вырос. Из-под корня черный жук На прогулку вышел: «По тропинке похожу И взлечу повыше» - Д ва iiiara в грязи густой Сделал он с усильем. Вытер лапки о листок И расправил крылья.., И вдруг — всмотритесь-ка: На земле его следы. А в следах — полно воды! Д л я того, чтобы вырвалось это смешное, удивленно-многозначительное восклицание «полно воды!» (в жучиных-то следах), не­ достаточно взглянуть на землю, так ска­ зать, через поэтическую «лупу». Нет, это возможно лишь при слиянии жизненного опыта взрослого человека с наивным, но острым и своеобразным восприятием ребен­ ка, умении увидеть мир не только своими, но, в то ж е время, и его глазами. Среди героев стихов Е. Стюарт для де­ тей мы, кроме «самых маленьких», увидим и девочку, завидующую сестре, впервые на­ девшей школьную форму (а ей самой надо ж дать этого целый год!); и первоклассниц, огорченно оправдывающихся: «были жидкие чернила — ручка кляксу уронила» или гор­ дящихся первой пятеркой; и пятиклассника, мечтающего стать отважным капитаном и даж е в классе путешествующего по дал е­ ким странам: ...Перечисляет псе пустыни. Вершины неприступных гор И, попернувши глобус синий, Выходит на морской простор. В открытых водах дует сильный, Едва не сбивший с курса норд. И палец, с кляксою чернильной, Благополучно входит в порт. • ...И этот день далек не слишком, Когда припомнит капитан. Как отвечал урок мальчишкой. Прикрыв ладоныо океан... Прежде всего, это умно и тонко срабо­ танные стихи. Вдумайтесь, как непринуж ­ денно, органично переключает автор прямое сообщение о том, что действительно проис­ ходит на уроке географии (ученик пере­ числяет пустыни, называет горные верши­ ны ),— в метафорический план: «и, повер­ нувши глобус синий, выходит на морской простор. В открытых водах дует сильный, едва не сбивший с курса норд...» И вот уж е возникают, неразрывно сплетаясь, два зн а ­ чения, два «аспекта»; романтическое вооб­ ражение мальчишки как бы подменяет гло­ бус подлинным морским простором (на киноэкране это обязательно было бы пока­ зано приемом «наплыва»!), но это ж е во­ ображ ение грозит помешать точному ответу на уроке, о чем сказано тож е с помощью «локальной» терминологии: ученик едва не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2