Сибирские огни, 1966, №8
мет размышлений. И стихов на эту тему у поэтессы, как увидим ниже,— много. И так, родилась Е лизавета Константи новна Стюарт и провела детство — в Том ске. Н ачала учиться еще в дореволюцион ной гимназии, закончила советскую сред нюю школу-семилетку. В других учебных заведениях не училась. Трехмесячные курсы машинописи не в счет. Остальное — а в это остальное входит большей багаж разносто ронних знаний в гуманитарной области, широкий интеллектуальный кругозор — д о быто самообразованием . В начале тридцатых годов томичка ста л а жительницей Новосибирска. Но связи с этим городом начались не сколько раньше и неожиданно для нее са мой: в один поистине прекрасный день она с изумлением прочла на страницах выхо дивш его тогда в Новосибирске детского ж урн ала «Товарищ» два своих стихотворе ния — «Медведь» и «Лиса», да еще и рас сказ. О казалось, томские друзья тайно от нее послали эти произведения в редак цию — сам автор сделать этого не решался, и вот... После переезда Е. Стюарт в Новоси бирск ее стихи стали появляться в газетах «Юный ленинец», «О ктябрятская звездоч ка», а чуть погже — и в «Сибирских огнях». Первый ее сборник стихов «Про нас» вы шел в 1935 году (выходили в те годы ее книжки такж е в Омске, Иркутске). Стихи Е. С тю арт для детей — по темам и отбору худож ественных средств — весьма разнообразны , они непринужденно склады ваются в циклы, и (что очень важно) м еж ду ними легко провести четкую возрастную грань, точно установить их «адрес». Они охваты ваю т интересы и представления д е тей, собственно, всех основных периодов развития — от младших дошкольников до выпускников школ. М алышу, оставленному вечером в ком нате наедине с самим собой, всерьез каж ет ся, что под шкафом шевелится кто-то вро де слона: «...глаза, как бисеринки, хвост, как серая резинка!» Что и говорить — «ги потеза» для трехлетнего граж данина впол не убедительная! Вроде бы и немудрящую мысль содер жит концовка одного из стихотворений: Рыбкам выпрыгнуть на воздух Все равно, что нам — нырнуть! А ведь если вдуматься, в этом удивительно точном сравнении есть какое-то веселое от крытие, сделанное будто не самой поэтес сой, а вот, мож ет быть, тем самым малы шом, когда он стал на три-четыре года по старш е. Это — доступный восприятию дошкольника важный вывод о разных фор мах жизни на нашей планете, о разных ви дах материи, вывод, выраженный в виде занятной, но чрезвычайно четкой, момен тально укладывающейся в сознании «фор мулы». И это само по себе очень важно: «С детьми нельзя только серьезно говорить о серьезном,— утверж дал Горький,— дети требуют забав». Или вот: После дож дика в лесу Тишина и сырость. Каждый листик, каждый сук Хоть немного вырос. Из-под корня черный жук На прогулку вышел: «По тропинке похожу И взлечу повыше» - Д ва iiiara в грязи густой Сделал он с усильем. Вытер лапки о листок И расправил крылья.., И вдруг — всмотритесь-ка: На земле его следы. А в следах — полно воды! Д л я того, чтобы вырвалось это смешное, удивленно-многозначительное восклицание «полно воды!» (в жучиных-то следах), не достаточно взглянуть на землю, так ска зать, через поэтическую «лупу». Нет, это возможно лишь при слиянии жизненного опыта взрослого человека с наивным, но острым и своеобразным восприятием ребен ка, умении увидеть мир не только своими, но, в то ж е время, и его глазами. Среди героев стихов Е. Стюарт для де тей мы, кроме «самых маленьких», увидим и девочку, завидующую сестре, впервые на девшей школьную форму (а ей самой надо ж дать этого целый год!); и первоклассниц, огорченно оправдывающихся: «были жидкие чернила — ручка кляксу уронила» или гор дящихся первой пятеркой; и пятиклассника, мечтающего стать отважным капитаном и даж е в классе путешествующего по дал е ким странам: ...Перечисляет псе пустыни. Вершины неприступных гор И, попернувши глобус синий, Выходит на морской простор. В открытых водах дует сильный, Едва не сбивший с курса норд. И палец, с кляксою чернильной, Благополучно входит в порт. • ...И этот день далек не слишком, Когда припомнит капитан. Как отвечал урок мальчишкой. Прикрыв ладоныо океан... Прежде всего, это умно и тонко срабо танные стихи. Вдумайтесь, как непринуж денно, органично переключает автор прямое сообщение о том, что действительно проис ходит на уроке географии (ученик пере числяет пустыни, называет горные верши ны ),— в метафорический план: «и, повер нувши глобус синий, выходит на морской простор. В открытых водах дует сильный, едва не сбивший с курса норд...» И вот уж е возникают, неразрывно сплетаясь, два зн а чения, два «аспекта»; романтическое вооб ражение мальчишки как бы подменяет гло бус подлинным морским простором (на киноэкране это обязательно было бы пока зано приемом «наплыва»!), но это ж е во ображ ение грозит помешать точному ответу на уроке, о чем сказано тож е с помощью «локальной» терминологии: ученик едва не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2