Сибирские огни, 1966, №8
слушивал длинные речи таежных гостей, угощая их густым чаем, который любил и сам. Лесные жители, как вспоминает Анна Константиновна, были рады, что пишется книга про их соплеменника — смелого и ум ного гольда. Гости жили у Арсеньева не больше трех дней, ночуя, как правило, во дворе. После фотографирования и прощ а ния работа над книгой продолжалась. Закончив главу, занимавшую обычно 15—20 рукописных страниц, Владимир К лав диевич начинал жестокую правку. О тдель ные места рукописи он подчеркивал с ли нейкой красным и синим карандаш ами. Во время работы рисовал на полях людей, птиц, зверей и даж е сцены, о которых пи сал. Иногда, ш агая по кабинету, диктовал «По Уссурийскому краю» жене или сыну — последнему в наказанье за плохие отметки по русскому языку. Главы из книги Владимир Клавдиевич читал брату, спрашивая: «Как ты думаешь, людей это заинтересует?» Ж ена и сын делали Владимиру К л ав диевичу много выписок из книг по этно графии, геологии, археологии, географии. Писатель использовал их, чтобы быть точ ным в описаниях. На свой труд он смотрел как на научно-художественную популяри зацию. Владимир Клавдиевич нередко обра щался за консультацией к ученым России и заграницы. Он получал десятки писем и посылок из Петербурга, Москвы, Казани, Иркутска и Владивостока. В них были определения, разборы и научное описание найденных им растений. Несколько раз Ар сеньев писал в П ариж и Британский музей. В книгу он вписывал только бесспорно точ ные и проверенные сведения. Научная скру пулезность путешественника хорошо видна из его письма к В. Л . Комарову: «Не смогу пустить в печать его («По Уссурийскому краю».— Г. П.), пока не про редактирую все, что касается раститель ности». Арсеньев сидел за столом обычно до 11 вечера, порой до 12, и очень редко до часа ночи. «Ночная работа,— по его определе нию,— работа лодыря». В месяц Владимир Клавдиевич писал один, самое большее — два раздела. Много работая над дилогией, он с 1910 по 1914 год написал и издал еще пять книг и брошюр — «Китайцы в Уссурийском крае», «Краткий военный справочник», труд о древнем Уссу рийском крае и материалы о вымирании м а лых народов Д альнего Востока. После 1910 года Владимир Клавдиевич ходил в короткие служебные походы. В ле су он занимался и литературной работой, привозя оттуда готовые страницы, а порой и главы книги. «В тайге, на воздухе и при свече, пишется легко и быстро,— говорил дома Арсеньев.— Особливо на обратном пу ти, когда исполнено порученное дело». В путевых записках Арсеньева за 1906 год содержится расписание работы в лесу. Оно говорит, что ежедневно с 3 до 6 вече ра Владимир Клавдиевич вел дневники, а после семи вечера писал очерки в редакции газет и письма друзьям. Д аж е зимой, в су ровых условиях таежного похода, писатель вел дневники и литературные записи. «Дневники — сокровище моей жизни,— говорил Арсеньев.— Их хватит на десять больших книг». Хранились они под замком, и дома зн а ли, что в случае пож ара надо прежде всего спасать дневники. Вернувшегося из похода Владимира Клавдиевича прежде всего осаж дали кор респонденты. Хабаровская газета «Приамурье» много помогла расцвету таланта Арсеньева. С ию ня 1908 года по февраль 1912 года в ней было напечатано 44 путевых очерка Ар сеньева. «Я знал, что увиденное мной в тайге про читают хабаровцы в «Приамурье»,— вспо минал потом Арсеньев.— И это всегда под талкивало меня». В январе 1909 года «Приамурье» поме стило перед очередной статьей Владимира Клавдиевича следующие строки: «Свои письма г. Арсеньев присылает нам непосредственно из тайги с так называемой оказией, почему их печатанье нами проис ходит с большими перерывами». Арсеньев убеждал брата, у которого бы ло литературное дарование, писать о своих походах. При этом он давал ему советы, как писать. — Книга должна иметь ценность науч ную, писательскую и человеческую. Без мыслей, чувств и наблюдений не написать правды. Пиши только то, что сам видел, испытал и пережил. Если описываешь сос ну, то сиди в лесу на пенечке, а не в крес ле кабинета. Не сочиняй, не утаивай чувств: если боялся — пиши, что боялся. Если хо тел беж ать — пиши, что хотел бежать. К ра сота в правде. Д ля себя писатель стремился даж е вос создать при работе обстановку, в которой жил в экспедициях. Иногда он тушил элек тричество и писал при свечах. — П апа, зачем ты зажигаеш ь свечку? — спрашивал его маленький сын.— Ты богу молишься? — Свеча напоминает мне тайгу, где я прячусь от комаров в марлевый домик и пишу при ее свете. Иногда в теплое время года под окнами раздавался неожиданный грохот и треск. Это на первом в Хабаровске автомобиле подкатывал друг и соратник Арсеньева, ки тайский переводчик губернаторства Андрей Александрович Шильников. Писатель бро сал работу и с недовольной женой и сияю щим сыном несколько часов трясся по сквер ным дорогам в .автомобиле, за которым не изменно увязы валась стая неистово лающих собак. Покидая громыхающий и дрож ащий автомобиль, Арсеньев благодарил товарища за удовольствие, умывался и снова садился за «Дерсу Узала». У Арсеньева в разное время служило много проводников, но охотнее всего он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2