Сибирские огни, 1966, №8
сгвие замечаний говорило, что книга не тронула мужа... — «Дерсу У зала» писал он с перерыва ми пять лет. Работу начал с просмотра пу тевых дневников и с подробного плана пер вых глав. «Пишешь сочинение — составляй план»,— так он часто говаривал. Основой книги стали датированные записи в дневни ках его путешествий. Эти дневники мы в шутку назы вали «плоским музеем», так как в них были вклеены золоченые бумажные монеты, вырезанные на бересте звери, цвет ные китайские иконы на папиросной бумаге и самые неожиданные плоские вещи, встре ченные им в экспедициях. Использовал он и большую коллекцию путевых ф отогра фий... Вел он еще записные книжки, кото рые постепенно заполнили пол-ящика его письменного стола. — Писал Владимир Клавдиевич на обе их сторонах гладкой плотной бумаги. Он сам линовал ее карандаш ом, оставляя ши рокие поля. Со школы он привык к черным чернилам, в которые добавлял тушь. Во время работы стол, стулья, диван, столики, кресла и подоконники уставлялись чучела ми птиц и зверьков из музея, археологиче скими находками, гербариями, фотография ми, старинными монетами, планшетами и, конечно, дневниками. Их у писателя набра лось около тридцати... Д л я истории создания книги важ ен рас сказ Александра Клавдиевича Арсеньева — брата путешественника. — «По Уссурийскому краю» Владимир задум ал еще до приезда в Петербург в 1910 году,— вспоминает он,— Мы вместе возвращ ались в Х абаровск в 1911 году, брат уговорил меня перебраться на Дальний Во сток. По дороге, которая длилась несколько недель, Владимир Клавдиевич с ж аром рас сказы вал мне о своих писательских планах. «Н адо передать людям все виденное в Ус сурийской тайге»,— говорил он. Брат под бирал и заглавия для будущей книги. Пом ню, было у него общее название — «Дерсу Узала». Но про него он говорил: «Эти два слова ничего не скаж ут русскому читателю, и он пройдет мимо книги». Поэтому В ла димир выбрал «По Уссурийскому краю». Д л я жителей Петербурга и русских горо дов, считал он, это название многое ска ж ет. Все интересуются Уссурийским краем, хотя ехать туда не хотят. Слова «Уссурий ский край» притягательны для нашего чи тателя, поэтому он возьмет мою книгу, а прочитав, станет добрее к нашим бедным переселенцам. Н адо звать людей в наши края». С помощью жены, сына и брата Арсень ева удалось восстановить обстановку в к а бинете путешественника. Куда бы В лади мир Клавдиевич ни переезж ал, он возил с собой один и тот ж е письменный стол^крас ного дерева. На нем стоял чернильный при бор с квадратными металлическими крыш ками, на которых были отлиты головы со бак. Мебель состояла из кож аных кресел и кож аного дивана. Н а нем л еж ала обра ботанная в Петербурге шкура убитого Ар сеньевым крупного тигра-самца на малиновой подкладке. Одно кресло украш ала рысь с кисточками на ушах. На полу л еж ала ш ку ра черного гималайского медведя. На сте нах висели рога оленя, тяж елы е витые рога барана и две картины Шишкина — «Сосно вый бор» и «Д убовая роща». Н а столе соблюдался неизменный поря док. Слева был ящик карточек-выписок из классиков. К арандаши, ручки и перья х р а нились в старом артиллерийском патроне. Н а полках книжного шкафа стояли редкие книги по Сибири, Д альнему Востоку и Азии. Владимир Клавдиевич с большим поч тением относился к великому путешествен нику Прж евальскому. Его книгу «Путеш е ствие в Уссурийский край» он тщательно изучил. Л итературная работа потребовала боль шого напряж ения. Владимир Клавдиевич з а вел книжку-блокнот, куда заносил мысли и советы друзей по «Дерсу Узала». Знакомы е писателя, узнав, что он пишет о тайге, при сылали ему свои записки, рисунки, советы, воспоминания, материалы и фотографии. Владимир Клавдиевич работал по 12— 14 часов в день, не исключая воскресений и праздников. Чтобы выкроить больше вре мени, он рано вставал и не спал после обе да. Вот что рассказывает об этом его сын Владимир Владимирович: — Отец иногда был бы не прочь вздрем нуть после обеда, особенно праздничного. Д виж ения его замедлялись, глаза слипа лись, но отец шел в кабинет, садился за стол и начинал писать. Ради создания книги Арсеньев поборол даж е свою сграсть к экспедициям. О ста ваясь в городе летом, он изнывал и томил ся, но продолж ал работу. Близким он го ворил, что писать художественную книгу — для него и тяжелый труд и высшее насл аж денье. Владимир Клавдиевич особенно любил писать в субботу и воскресенье. В эти дни он мог работать без перерыва. «Главное — писать подряд,— говорил он,— храня в па мяти все сказанное прежде. Если книга у меня получится, выйду в отставку и буду только писать и путешествовать на свой риск». Арсеньев приучил себя с детства состав лять расписание занятий на следующий день. Вечером он набрасывал своим четким по черком на перекидном календаре, что сде лать завтра. «Записать легко, исполнить трудно»,— говаривал его отец. Однако В ла димир Клавдиевич имел железную волю и всегда выполнял расписание. Если его на вещали незваные гости, он передавал их жене. Но порой его посещали лесные друзья — удэгейцы, орочи и гольды, приходившие обычно за советом или с какой-нибудь просьбой или жалобой. Тогда Владимир Клавдиевич бросал книгу и терпеливо вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2