Сибирские огни, 1966, №8

сток: делать то, что приказываем мы. Я с этими предложениями в Обком. Из Обкома их к управляющему трестом, а тот меня в аппарат треста на работу. Я не успокоил­ ся — свои предложения по целому тресту обобщил и в совнархоз. А там говорят: выполняйте то, что мы спланировали. На этом моя «вольная охота» пока и закон­ чилась. — Теперь экономистам воля большая... Д а и у всех, как вы говорите «целей бое­ вых» много,— вступил в разговор мастер.— Нам, горнякам, нужно разобраться, какую механизацию заводить. А машины нам ве­ зут та из Подмосковья, то из Донбасса. У нас пласты другие, мощности иные. Не­ ужто в Госплане неведомо? Начинаем муд­ рить да хитрить, как чужие машины при­ способить. Ремонтировать их понадобит­ ся — везем за тридевять земель. Я в Бача- те работаю. Слыхали такое место? На от­ крытой добыче угля. Нам из Белоруссии поставляют машины. Мы и их заставили работать, но это неженки для нашего кли­ мата. У нас за сезон бригада Василия Егорыча Качина почти полтора миллиона кубометров наносов смыла. Сами машины переделываем — КПД струи увеличили. Конструктора приехали смотреть, как это удалось. Шарнирно-поворотное кольцо при­ способили.— Струя с большей силой в пе­ сок врезается. Горный мастер увлеченно рассказывает об изобретательности своих друзей, вы­ черчивает схему шарнирно-поворотного кольца — Потом еще одно придумали — вме­ сто двух «ниток» пульпопровода, по пять­ сот миллиметров каждая, тянем одну в семьсот миллиметров. — А это зачем? — спрашивает Владлен. — Экономия. Труб нужно в два раза меньше, а сила напора уменьшается на од­ ну треть. С любопытством слушают рассказ Анд­ рея Федоровича экономист, заочник, загля­ нувшие из соседнего купе пассажиры. Горный мастер, польщенный вниманием, доказывает, что можно сократить добычу угля в шахтах: на собраниях пятилетку разрабатывали по карьерной добыче. Есть наметка получать в Кузбассе из карьеров сорок процентов всей добычи. Семьдесят пять миллионов тонн в год. А шахты оставить только те, что дают сырье для химии. — Металлургам нужен кокс, без него не обойдешься,— говорит пассажир из со­ седнего купе. — Томский газ заменит кокс,— уверен­ но заявляет Марат Сергеевич.— На юге уж е работают домны на газе. На карьерах нуж ­ но строить обогатительные фабрики. Они будут давать сортовой уголь, а не рядовой. Вы правы, Андрей Федорович: если у нас комплексная механизация будет всюду и машины, созданные специально для Сиби­ ри, наш кузнецкий уголь станет не в пол­ тора раза, а в два раза дешевле других. Только и дешевый нужно бережно расходо­ вать. Я как-то попробовал рассчитать, сколько угля попадает на заводы: едва пятьсот килограммов из тонны, вынутой из пласта. — Что-то мало. Рассеивают его в пути, что ли? — удивляется Владлен. — Перевозки да перевалки съедают,— объясняет Марат Сергеевич.— Только на доставку угля по железной дороге от шах­ ты до потребителя сжигают от ста до двух­ сот килограммов топлива в зависимости от расстояния. — Ничего не поделаешь, возить уголь нужно — сам он не пойдет,— говорит Анд­ рей Федорович. — Вы заставили воду работать на вскрыше карьера, заставьте ее гнать уголь по трубам на заводы. С Прикарпатских шахт на Львовскую электростанцию уголь транспортируют по углепроводу. Расстоя­ ние немалое — девяносто километров. Марат Сергеевич приводит цифры раз­ личных потерь угля. Говорит он сдержан­ но, но убежденно, обличает тех экономи­ стов, которые не ценят труда горняков — мирятся с потерями, не раздумывая над тем, почему нужно переваливать уголь из вагонеток в вагоны, с одних складов на другие. Он набрасывает на газетных поло­ сах схемы воздушных дорог между шахта­ ми и ближними заводами, углепроводов на дальние расстояния. Слушая его, думаешь, что это и есть заветные цели молодого эко­ номиста в его «вольной охоте». В купе приходит пожилой седоусый пассажир с шахматной доской. — Партнеры найдутся? Он начинает партию в шахматы с Влад­ леном. Играют долго. Где-то на перегоне обго­ няет встречный состав, груженный боль­ шими метрового диаметра трубами. Он привлекает внимание всех. — Сталь-то, как вороненая! — восхи­ щается Андрей Федорович.— Урал гонит. — Наши трубы,— прерывая шахматную партию, говорит седоусый пассажир.— Че­ лябинская область больше всех груб дает. Не сдерживать нас, мы больше дадим. Снова раздумья вслух о стимулах, правах заводских инженеров, экономи­ стов. — У нас начальникам цехов разрешили премировать за выпуск газовых труб — сразу выпуск их увеличился. Госплану нуж­ но пересмотреть, чтоб у труб были тоньше стенки. Напрасно металл изводим. Потре­ бителю прочность и длина трубы нужна, а не вес ее. Пора кончать с оценкой машин и материалов по весу. Самое главное, цену трудовых затрат определить. — Точно,— поддерживает инженера- трубника Андрей Федорович.— Смотришь на мониторы и не поймешь, зачем такие увесистые детали ставят. Сделай их по­ тоньше да полегче — прочность машины не изменится. Цены нужно пересматривать. И прежде всего на уголь. Эго м вашей ча

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2