Сибирские огни, 1966, №8
Теперь в отделах, цехах многие вклю чились в разработку дифференцированных оценочных показателей. Экспериментаторы знают, что их не обойдут при распределе нии премий, ибо совершенствование техно логии. качество выпускаемой продукции — вот оценка их работы. Механизаторы уже получают в отдельных цехах премию с фонда предприятия и с той экономии, ко торая образовалась после внедрения новой техники. В любом цехе можно увидеть, как внед ряются новые разработки, предложенные Институтом. Без науки стратегические по иски к победе не приведут — это стало за поведью. Дорожные беседы Со мной в купе едут сибиряки — гор ный мастер Андрей Федорович, возвращаю щийся из подмосковного санатория, моло дой экономист Марат Сергеевич из уголь ного треста, студент-заочник Владлен, при езжавший на зимнюю сессию в институт. — В министерство, наверное, вызыва ли? — любопытствует Андрей Федорович, беседуя с экономистом.— Что там делать теперь? Планов ж е вам не нужно утверж дать. Теперь у шахт самостоятельность по планам. Так или нет? Выясняется, что Марат Сергеевич при езжал в министерство по вызову: предла гали работать в планово-экономическом отделе. — Значит, за семьей едете? — спраши вает Владлен. — Нет, я отказался. — Квартиру не дают или оклад не устраивает? — добивается Владлен. — Квартиру дают. Оклад приличный... Работа не устраивает. — Цифры, что на шахте, что в мини стерстве — одинаковые,— улыбается гор ный мастер.— Только там считали на тыся чи тонн, а в министерстве будете считать на миллионы. — Я просился на учебу направить,— го ворит Марат Сергеевич,— отказали. — Так вы заочно поступайте в инсти тут, если не кончили,— советует Владлен. — Институт окончил шесть лет назад,— с явным пренебрежением к этому факту произносит Марат Сергеевич,— диплом по лучил с отличием, а сейчас, как говорят шахтеры, эта бумажка «до лампочки». За шел я в свой институт после министерства и крупно поговорил без повышения голоса, но сказал прямо: нужно иметь граждан ское мужество признаться кое-каким про фессорам, что учили они плохо и не тому, что следует. Проходили мы и сопротивле ние материалов, и теорию механизмов, и теоретическую механику, и технику безо пасности, даж е противопожарное дело сда вали, а на экономические науки было от ведено всего ничего. Конкретную экономи ку я проходил, а применить знания на де ле не могу. Мы же все изучали во схемам, в аудитории. Как выявлять трудовые ре сурсы, как правильно заниматься оптималь ным планированием или использовать ос новные фонды — этому нас не учили. Бух галтерию, статистику, учет — все это изла гали, а счетные машины показывали на экранах, пользоваться ими ни я, ни мои товарищи не умеем. Дошло до того, что на моем курсе вычеркнули из программы эко номическую географию. — Ну, это можно по учебнику изучить, самому,— уверенно заявил студент. — Учебников экономической географии, по сути, нет,— заявил Марат Сергеевич.— Есть старые, а экономика на месте не сто ит. Без этого предмета нельзя изучать хо зяйственные связи, комплексно развивать промышленность. Строго говоря, у нас на шахтах хозяйственного расчета нет, пото му что планируем и информацию получаем по старинке. Д о конца месяца «на ходу» нельзя даже приблизительное представле ние иметь, как расходуется труд горняков, материальные средства. Вот вы горный ма стер. Когда вы узнаете, сколько леса, элек троэнергии ушло на добычу на участке? — Как у всех: на следующий месяц. — Значит, я, экономист, не могу влиять на производство оперативно,—подхватил Марат Сергеевич.— Сегодня уже всем по нятно, что управлять горными предприяти ями нужно с помощью вычислительных и электронных установок. Сколько раз про сил: отпустите на курсы. Управляющий трестом только смеется: «Ты с курсов по радио будешь мне планы передавать? У меня же только один экономист с высшим образованием. Лучше организовывай сам курсы хозрасчета. Экономический всеобуч». Начал я организовывать эти курсы, а гор ные мастера теперь народ грамотный, и вместо курсов у нас дискуссионный клуб открылся. — Так это все теория. У нас на заочном все ребята больше тройки не получают,— рассмеялся студент.— И того хватит. — Посмотрим, как теперь вам хватит, когда станете инженером, когда придется подсчитывать прибыль участка или цеха. Тогда займетесь ценой и тем, как она об разуется,— в свою очередь улыбнулся Ма рат Сергеевич. — А вы своей специальностью доволь ны? — спросил студент. — В институт я поступал с охотой,— начал рассказывать Марат Сергеевич,— Я до этого в армии был, в летных частях. Там у истребителей есть такой термин — «вольная охота». Это значит — самому на ходить противника и выполнять задачу. Ну, думаю, окончу институт и займусь «вольной охотой» в экономике. Приехал на шахту, с первых месяцев увидел, что «бое вых» целей много. Нужно экономить и средства, и труд, люди будут благодарны и сам будешь чувствовать удовлетворение. Набросал я проект по экономии горпых работ, материалов. Вдруг из треста сви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2