Сибирские огни, 1966, №8

Теперь в отделах, цехах многие вклю­ чились в разработку дифференцированных оценочных показателей. Экспериментаторы знают, что их не обойдут при распределе­ нии премий, ибо совершенствование техно­ логии. качество выпускаемой продукции — вот оценка их работы. Механизаторы уже получают в отдельных цехах премию с фонда предприятия и с той экономии, ко­ торая образовалась после внедрения новой техники. В любом цехе можно увидеть, как внед­ ряются новые разработки, предложенные Институтом. Без науки стратегические по­ иски к победе не приведут — это стало за­ поведью. Дорожные беседы Со мной в купе едут сибиряки — гор­ ный мастер Андрей Федорович, возвращаю­ щийся из подмосковного санатория, моло­ дой экономист Марат Сергеевич из уголь­ ного треста, студент-заочник Владлен, при­ езжавший на зимнюю сессию в институт. — В министерство, наверное, вызыва­ ли? — любопытствует Андрей Федорович, беседуя с экономистом.— Что там делать теперь? Планов ж е вам не нужно утверж­ дать. Теперь у шахт самостоятельность по планам. Так или нет? Выясняется, что Марат Сергеевич при­ езжал в министерство по вызову: предла­ гали работать в планово-экономическом отделе. — Значит, за семьей едете? — спраши­ вает Владлен. — Нет, я отказался. — Квартиру не дают или оклад не устраивает? — добивается Владлен. — Квартиру дают. Оклад приличный... Работа не устраивает. — Цифры, что на шахте, что в мини­ стерстве — одинаковые,— улыбается гор­ ный мастер.— Только там считали на тыся­ чи тонн, а в министерстве будете считать на миллионы. — Я просился на учебу направить,— го­ ворит Марат Сергеевич,— отказали. — Так вы заочно поступайте в инсти­ тут, если не кончили,— советует Владлен. — Институт окончил шесть лет назад,— с явным пренебрежением к этому факту произносит Марат Сергеевич,— диплом по­ лучил с отличием, а сейчас, как говорят шахтеры, эта бумажка «до лампочки». За­ шел я в свой институт после министерства и крупно поговорил без повышения голоса, но сказал прямо: нужно иметь граждан­ ское мужество признаться кое-каким про­ фессорам, что учили они плохо и не тому, что следует. Проходили мы и сопротивле­ ние материалов, и теорию механизмов, и теоретическую механику, и технику безо­ пасности, даж е противопожарное дело сда­ вали, а на экономические науки было от­ ведено всего ничего. Конкретную экономи­ ку я проходил, а применить знания на де­ ле не могу. Мы же все изучали во схемам, в аудитории. Как выявлять трудовые ре­ сурсы, как правильно заниматься оптималь­ ным планированием или использовать ос­ новные фонды — этому нас не учили. Бух­ галтерию, статистику, учет — все это изла­ гали, а счетные машины показывали на экранах, пользоваться ими ни я, ни мои товарищи не умеем. Дошло до того, что на моем курсе вычеркнули из программы эко­ номическую географию. — Ну, это можно по учебнику изучить, самому,— уверенно заявил студент. — Учебников экономической географии, по сути, нет,— заявил Марат Сергеевич.— Есть старые, а экономика на месте не сто­ ит. Без этого предмета нельзя изучать хо­ зяйственные связи, комплексно развивать промышленность. Строго говоря, у нас на шахтах хозяйственного расчета нет, пото­ му что планируем и информацию получаем по старинке. Д о конца месяца «на ходу» нельзя даже приблизительное представле­ ние иметь, как расходуется труд горняков, материальные средства. Вот вы горный ма­ стер. Когда вы узнаете, сколько леса, элек­ троэнергии ушло на добычу на участке? — Как у всех: на следующий месяц. — Значит, я, экономист, не могу влиять на производство оперативно,—подхватил Марат Сергеевич.— Сегодня уже всем по­ нятно, что управлять горными предприяти­ ями нужно с помощью вычислительных и электронных установок. Сколько раз про­ сил: отпустите на курсы. Управляющий трестом только смеется: «Ты с курсов по радио будешь мне планы передавать? У меня же только один экономист с высшим образованием. Лучше организовывай сам курсы хозрасчета. Экономический всеобуч». Начал я организовывать эти курсы, а гор­ ные мастера теперь народ грамотный, и вместо курсов у нас дискуссионный клуб открылся. — Так это все теория. У нас на заочном все ребята больше тройки не получают,— рассмеялся студент.— И того хватит. — Посмотрим, как теперь вам хватит, когда станете инженером, когда придется подсчитывать прибыль участка или цеха. Тогда займетесь ценой и тем, как она об­ разуется,— в свою очередь улыбнулся Ма­ рат Сергеевич. — А вы своей специальностью доволь­ ны? — спросил студент. — В институт я поступал с охотой,— начал рассказывать Марат Сергеевич,— Я до этого в армии был, в летных частях. Там у истребителей есть такой термин — «вольная охота». Это значит — самому на­ ходить противника и выполнять задачу. Ну, думаю, окончу институт и займусь «вольной охотой» в экономике. Приехал на шахту, с первых месяцев увидел, что «бое­ вых» целей много. Нужно экономить и средства, и труд, люди будут благодарны и сам будешь чувствовать удовлетворение. Набросал я проект по экономии горпых работ, материалов. Вдруг из треста сви

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2