Сибирские огни, 1966, №8
быть человеком, обладающим организатор ским талантом. «На мой взгляд, совершенно неправиль но считать, что организаторский талант в чем-то уступает таланту ученого, писателя, .художника,—пишет академик И. Е. Тамм.— Больше того, я уверен, что самым редким и ценным для общества является талант подлинно крупного организатора — будь то в науке, промышленности, государственной деятельности, то есть в любой важной дея тельности человеческой». Можно с уверенностью сказать, что пред приятие, которым руководит Феликс Кон- дратьевпч, будет работать прибыльно. Это обеспечено подходом директора к экономи ческой реформе, а также тем, что он окру жает себя многочисленными союзниками в коллективе предприятия. Невиданный слесарь Сорок лет назад вместе со своими дру зьями, молодыми донбасскими писателями, я приехал в Москву. С Москвой знакомил нас милейший Николай Николаевич Ляш- ко — человек, отлично знавший не только древиие памятники столицы, но и многие цеха на московских фабриках и заводах, друживший с искусными токарями, слеса рями. В один из дней он предупредил: — Завтра познакомитесь с невиданным слесарем. Приезжайте в Петровку в девять утра, там возле Столешникова переулка большое здание из красного кирпича — ЦИТ. Я вас у входа буду ждать. О ЦИТ — Центральном Институте Тру да знали на любом заводе страны. Там бы ла основная цитадель научной организации труда (НОТа), туда ездили обучаться ин структора обработки металла и дерева. — Этой храминой ремесел руководит тот самый невиданный слесарь,— сказал нам Ляшко,— а почему «невиданный»,/ею владения расскажут. Зовут его Алексей Ка питонович Гастев. Фамилия Гастева была популярна среди молодых рабочих. Его стихи в прозе «Мы растем из железа», «Гудки» заучивали на изусть. Они были прекрасны романтической гордостью людей, создающих материальный мир. О самом Гастеве тоже слагали стихи. • Николай Асеев обращался к нему — «Ови дию горняков, шахтеров, слесарей»: «Я хо чу тебя услышать, Гастев, больше, чем кого из остальных». Гастев оказался радушным человеком и великолепным пропагандистом. Он любил изобретателей, рационализаторов, рабкоров, писателей. В каждом юноше он видел чело века, который продолжит его работы. — А у вас есть сторонники НОТ? Кто? Что делают? — расспрашивал он нас.— Как работают те, кто окончил наш или харьков ский ЦИТ? Какие верстаки у вас? Какие пилы?,. Борис Горбатов заинтересовался, как зародилась у Алексея Капитоновича идея создать Институт. — Твердят, что это институт Гастева. Ничего подобного: это институт Ленина. Ленин настоял на пропаганде научной ор ганизации труда. Он обязал нас популяри зировать НОТ, подготовить учебник, на стоял. чтоб Наркомфин дал средства на ЦИТ. — Почему ваш институт критикуют? — спросил кто-то из нас с юношеской непо средственностью.—Керженцев против ЦИТа, значит? — Были у нас баталии. Не только Кер женцев критиковал меня. В самом институ те спорили. Судили. Рядили. Керженцев укорял меня за то, что увлеклись однобоко изучением рабочих приемов: «кустарей го товите, про машины забыли». Другие обви няли в том, что я своей «интенсификацией» тяну на обочину потогонной системы... «Учиться работать»,— так сказал Ленин. А раз учиться — значит, изучать. Нам нуж но исследовать все мускульные операции слесарей, токарей, столяров. Изучить, а по том передать их машинам — но не тем, ко торыми управляют, а тем, которые станут самоуправляться. В общем, спорили остро, громко, но с толком. Крепко цемент заме сили для общей платформы. Будем те перь привлекать к разработке проблем НОТ металлистов на заводах, а не преподносить все готовое. Опыт рождает искусство. Пото му и слово «искусство» пишется через два «с» — искус сотворить! В ту пору мы не знали, что Гастев в 1920 году издал в Одессе книгу «Индустрия со циализма», в которой были строки: «При шла эпоха, когда машины из управляемых должны стать управляющими». Это было провидение кибернетики. Чтобы проложить ей верные пути, Гастев изучал работу чело веческого организма, мышц. Раздумья Гас тева «Мы научились сильно ударять, мы должны научиться методически нажимать», исследования в лабораториях биомеханичес ких и физиотехнических движений человека во время труда были зачином теперь при знанной науки — бионики. Стоило только познакомиться с первой лабораторией института — биомеханиче ской — мы сразу стали последователями Гастева. У верстаков стояли слесари и вели опиловку заготовок. Это было похоже на отлично поставленный, ритмизированный по какой-то партитуре, спектакль о труде сле саря. Казалось, люди работают под слыши мую только ими музыку. Лица слесарей, увлеченных процессом опиловки металла, отражали ее. Вспомнили строки Асеева из его «Элек- триады»: «Начинается это так: сотни рук подни маются в такт»... Невиданные слесари ие просто превра щали железо в орудие труда, они вырезали из небольших брусков произведения искус
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2