Сибирские огни, 1966, №8

быть человеком, обладающим организатор­ ским талантом. «На мой взгляд, совершенно неправиль­ но считать, что организаторский талант в чем-то уступает таланту ученого, писателя, .художника,—пишет академик И. Е. Тамм.— Больше того, я уверен, что самым редким и ценным для общества является талант подлинно крупного организатора — будь то в науке, промышленности, государственной деятельности, то есть в любой важной дея­ тельности человеческой». Можно с уверенностью сказать, что пред­ приятие, которым руководит Феликс Кон- дратьевпч, будет работать прибыльно. Это обеспечено подходом директора к экономи­ ческой реформе, а также тем, что он окру­ жает себя многочисленными союзниками в коллективе предприятия. Невиданный слесарь Сорок лет назад вместе со своими дру­ зьями, молодыми донбасскими писателями, я приехал в Москву. С Москвой знакомил нас милейший Николай Николаевич Ляш- ко — человек, отлично знавший не только древиие памятники столицы, но и многие цеха на московских фабриках и заводах, друживший с искусными токарями, слеса­ рями. В один из дней он предупредил: — Завтра познакомитесь с невиданным слесарем. Приезжайте в Петровку в девять утра, там возле Столешникова переулка большое здание из красного кирпича — ЦИТ. Я вас у входа буду ждать. О ЦИТ — Центральном Институте Тру­ да знали на любом заводе страны. Там бы­ ла основная цитадель научной организации труда (НОТа), туда ездили обучаться ин­ структора обработки металла и дерева. — Этой храминой ремесел руководит тот самый невиданный слесарь,— сказал нам Ляшко,— а почему «невиданный»,/ею владения расскажут. Зовут его Алексей Ка­ питонович Гастев. Фамилия Гастева была популярна среди молодых рабочих. Его стихи в прозе «Мы растем из железа», «Гудки» заучивали на­ изусть. Они были прекрасны романтической гордостью людей, создающих материальный мир. О самом Гастеве тоже слагали стихи. • Николай Асеев обращался к нему — «Ови­ дию горняков, шахтеров, слесарей»: «Я хо­ чу тебя услышать, Гастев, больше, чем кого из остальных». Гастев оказался радушным человеком и великолепным пропагандистом. Он любил изобретателей, рационализаторов, рабкоров, писателей. В каждом юноше он видел чело­ века, который продолжит его работы. — А у вас есть сторонники НОТ? Кто? Что делают? — расспрашивал он нас.— Как работают те, кто окончил наш или харьков­ ский ЦИТ? Какие верстаки у вас? Какие пилы?,. Борис Горбатов заинтересовался, как зародилась у Алексея Капитоновича идея создать Институт. — Твердят, что это институт Гастева. Ничего подобного: это институт Ленина. Ленин настоял на пропаганде научной ор­ ганизации труда. Он обязал нас популяри­ зировать НОТ, подготовить учебник, на­ стоял. чтоб Наркомфин дал средства на ЦИТ. — Почему ваш институт критикуют? — спросил кто-то из нас с юношеской непо­ средственностью.—Керженцев против ЦИТа, значит? — Были у нас баталии. Не только Кер­ женцев критиковал меня. В самом институ­ те спорили. Судили. Рядили. Керженцев укорял меня за то, что увлеклись однобоко изучением рабочих приемов: «кустарей го­ товите, про машины забыли». Другие обви­ няли в том, что я своей «интенсификацией» тяну на обочину потогонной системы... «Учиться работать»,— так сказал Ленин. А раз учиться — значит, изучать. Нам нуж­ но исследовать все мускульные операции слесарей, токарей, столяров. Изучить, а по­ том передать их машинам — но не тем, ко­ торыми управляют, а тем, которые станут самоуправляться. В общем, спорили остро, громко, но с толком. Крепко цемент заме­ сили для общей платформы. Будем те­ перь привлекать к разработке проблем НОТ металлистов на заводах, а не преподносить все готовое. Опыт рождает искусство. Пото­ му и слово «искусство» пишется через два «с» — искус сотворить! В ту пору мы не знали, что Гастев в 1920 году издал в Одессе книгу «Индустрия со­ циализма», в которой были строки: «При­ шла эпоха, когда машины из управляемых должны стать управляющими». Это было провидение кибернетики. Чтобы проложить ей верные пути, Гастев изучал работу чело­ веческого организма, мышц. Раздумья Гас­ тева «Мы научились сильно ударять, мы должны научиться методически нажимать», исследования в лабораториях биомеханичес­ ких и физиотехнических движений человека во время труда были зачином теперь при­ знанной науки — бионики. Стоило только познакомиться с первой лабораторией института — биомеханиче­ ской — мы сразу стали последователями Гастева. У верстаков стояли слесари и вели опиловку заготовок. Это было похоже на отлично поставленный, ритмизированный по какой-то партитуре, спектакль о труде сле­ саря. Казалось, люди работают под слыши­ мую только ими музыку. Лица слесарей, увлеченных процессом опиловки металла, отражали ее. Вспомнили строки Асеева из его «Элек- триады»: «Начинается это так: сотни рук подни­ маются в такт»... Невиданные слесари ие просто превра­ щали железо в орудие труда, они вырезали из небольших брусков произведения искус

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2