Сибирские огни, 1966, №8
они становятся послушными, тихими и старательными рядом с этой женщиной, стесняющейся, когда ее зовут воспитательницей. — Шить на покойников полагается руками, а не на машинке, по* тому что в такое место отправляется человек и сопровождать его надо тихо, достойно, без стука машинок, без речей и пьянок. Я не люблю, когда голосят над покойником и когда оркестр играет. Усопший же ни чего, ничего не слышит, а тут в тарелки бьют. Д ля живых бьют, чтоб душа их шибче загоревала. Но люди, если горюют,— им и без того горько, а если не горюют, зачем заставлять их горе изображать? — Екатерина Федоровна перекусила нитку и опять шьет быстро, быстро, смешно от топырив палец с длинным ногтем, а девчонки слушают ее степенную речь, и ребятишки подваливают послушать, да неинтересна, видать, им бабья болтовня. Ходят, бродят, болтаются по детдому из комнаты а комнату и ищут чего-то или ждут. Нет-нет люди эти, свободные от дел, затевали разговоры всё на одну и ту же тему: о Гошке Воробьеве. А потому, как Гошку в доме не любили и знали о нем очень мало, то быстро перескакивали на вос поминания о том, как умирали папа, мама или дедушка. Взрослые люди старались устроить жизнь этих ребят так, чтобы они как можно реже занимались воспоминаниями, не бередили и без. того больные души. Но сейчас этому невозможно было помешать. П а мять ребячья устроена как замок: только поверни ключ и... И вот уже то в одном, то в другом углу заведующий замечает сгор бленную фигурку. Табунный народ, скопом отбивающийся от город ской шпаны, скопом бредущий в школу и из школы, гурьбой вваливаю щийся в кинотеатр, в столовую, в баню. Единые в шуме и радости, в игре и драке, детдомовцы, как только нахлынет на них,— начинают таиться. Которые побольше — уходят в город, по опыту зная, какое нена дежное укрытие — угол. Но это те, кто уже вкусил сиротства, обжился в детдоме. Но как быть с теми, кто совсем недавно был дома, а потом проводил на клад бище тех, кому он был нужен и кто ему еще больше был нужен, а з а тем попал сюда вот, забывать обо всем уже стал. И вдруг Гошка умер. Опять шьют чего-то, ходят тревожные и непривычно скорбные люди... Сжимается сердце Валериана Ивановича. Опустить бы руку на стриженую голову, прижать ребенка к себе, но тогда он обязательно’ разрыдается и его не вдруг успокоишь. Пройти мимо? Ноги не идут.' Остаются слова, только слова. И заведующий говорит: — Петя, ты уже большой. Подумай о малышах. Они увидят, что. тогда... Валериан Иванович на минуту заходит в свою комнату, плескает а стакан лекарство. Язык обожгло, отравлено все во рту. С трудом удер живая посудину, стучащую о зубы, расплескивая капли на галстук, он пьет, уже не чувствуя горечи, а задохнувшись от того, что в стакан вы лил помимо нормы еще одну длинную каплю. На минуту он опускается на кровать, не снимая обуви, лежит, чувствуя под валенками скользкую от краски половицу, слушает, готовый пружи шсто вскочить, если в дверь постучат. Сердце набирает ход, и ход этот уже отчетливей, твер же, а в теле и в руках появляется расслабленность, и липкая сонливость склеивает глаза. Поднять бы ноги с полу, разуться, выпрямиться и з а быть обо всем. Но всякий раз, как только он опускался на узкую, железную кро вать, на мочальный матрац, на тощую казенную подушку, на эти детдо мовские постельные принадлежности, его кругом обступали ребята с а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2