Сибирские огни, 1966, №7
и плодотворна. В ней есть умело написан ные эпизоды, меткие характеристики неко торых героев, есть и немало свежих дета лей. Но невозможно изолированно оцени вать вещь писателя, находящуюся в связи с другими и как бы замыкающую цепь про изведений этого ж анра. Д ело в том, что повесть «Признание в любви» повторяет идейные, а иногда и сю ж етные мотивы повести «И снова весна», причем повторяет без существенного обога щения содерж ания и художественной формы. В самом деле, даны новые герои, новые конкретные обстоятельства жизни фронта и тыла. Однако, отличаясь своей биографией от Юдина, Андрей не расширяет и не углуб ляет наше представление о людях военных лет. П равда, после ранения и излечения Андрей снова воюет, но непосредственно военная жизнь примерно в том ж е плане уж е была показана в повести «Генерал Верхозин». А то, что является наиболее удачным в повести «Признание в любви» — бойцы в тылу, героическая работа госпи тальных врачей и всего медицинского пер сонала,— уж е воспринимается как простое повторение. С ама по себе повесть написана квалифицированно. Речь идет о росте пи сателя, о новых «пластах» жизни, которые под силу раскрыть и оценить Б Костюков- скому. Мож ет быть, автору стоит об этом подумать. Остается сказать в заключение, что в произведениях, печатающихся не первый раз, имеются плохо отредактированные места. В повести «Генерал Верхозин» адъютант командира дивизии Беспрозванных в звании лейтенанта оказался призванным «...помо гать генералу разрабаты вать сложнейшие военные задачи для очередных учений...» Разум еется, скромная доля участия адъю танта в делах высокого начальника что-то значит, но не так много, сколько следует из утверждения писателя. Его вернее было бы отнести к роли начальника штаба. Неудачна в этой же повести одна из де талей в пейзаж е зимней Москвы: «На рас свете шел мелкий сухой снег. Ветер подхва тывал его и могучими пригоршнями бросал в лица людей». Мелкий снег невозможно д аж е сильному ветру спрессовать в «могу чие пригоршни». Небрежно отделана ф ра за, встретивш аяся и через несколько стра ниц, где герой рассказывает «свою авто биографию», потому что если рассказ о жизни своей, то это уже не автобиография, а биография. В повести «Признание в любви» расска зы вается о том, что командир роты Дугин «...ходил — легкой походкой». А на следую щей странице оказывается, что тот ж е Д у гин «чуть заметно хромал», так что в его легкой походке приходится сомневаться. Примерно такие ж е «мелочи» имеются и на некоторых других страницах книги, ко торая вполне заслуж ивает, чтобы все в ней было четко выверено с точки зрения стиля. Э- Ш и к ОДОЛЕЛИ ШТАМПЫ- МИКРОБЫ П оследняя повесть Л . Огневского1 за думана как книга о людях Сибири, о богатствах сурового и прекрасного края, о разумном и умелом использовании щедрых даров природы. Что может быть более сов ременным, интересным и достойным внима ния читателей? А между тем... Дочитаны последние страницы книги, но мы так и не испытали радости общения с новыми, интересными людьми, не сделали для себя каких-то от крытий, как это происходит с одним из ге роев повести, поднявшимся на вертолете над тайгой и увидевшим ее по-новому. Боль ше того, пытаясь понять, что ж е происхо дит в повести, мы невольно приходим к вы воду, что сделать это невозможно В самом деле, кто из героев «Зеленого шума» серьезно выступает против освоения богатств тайги? Оказывается, никто. Д и ректор многоотраслевого совхоза «Тайга» Бакланов и сам это прекрасно понимает, а потому обеспокоен лишь тем, что право осваивать таежные богатства перейдет дру гому ведомству. Здесь одна лишь види мость конфликта, так как еще до «наступ ления» ревизоров на «Тайгу» автор спешит рассказать о крупных финансовых успехах совхоза. Причем делается это в весьма при митивной форме. Многолетние долги момен тально погашены, а продукция таеж н ая всё течет и течет в город, собирая там большие очереди домохозяек. Завмаги, стоит лишь появиться Бакланову, не дают ему проходу: «Так подбрасываете меду и ягод, товарищ Бакланов?» И Николай Григорьевич само довольно констатирует, обращ аясь к Во- лодьке: «Чуешь, как мы живем?». Герои повести продолжают волноваться, беспокоиться, предпринимать какие-то дей ствия, доказы вая необходимость сохранить «таежную» отрасль в совхозе. А читателю давно все ясно, и он остается равнодушным к повествованию, воспринимая неуместные страсти героев как бурю в стакане воды. Нарочитость поведения героев, прямо линейная заданность их поступков, одно- ликость и бесцветность характеров оконча тельно разрушаю т художественную струк туру повести Приезж ает, к примеру, в совхоз «Тайга» товарищ Бакланова — Григорий Н иколае вич Парыгин, которому надоело в свои со рок лет сидеть пенсионером на подмосков- 1 Л. О г н е в с к и й . Зеленый шум. Повесть, Иркутск, Вост.-С.иб. кн. изд., 1965.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2