Сибирские огни, 1966, №7

А. А б р а м о в и ч ВОЕННЫЕ БУДНИ, ВОЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ П роизведения Бориса Костюковского разнообразны по темам и сюжетным ситуациям, и не так легко найти главное, самое важ ное в мироощущении писателя, в его оценках великих исторических собы­ тий столь недавнего прошлого1. С разу можно отметить, что рассказы, по­ мещенные в конце однотомника, слабее повестей. Некоторые рассказы напоминают д аж е беглые очерки, интересные по м ате­ риалу, но торопливо написанные. Однако среди них есть один — «Родился человек»,— который определяет в какой-то мере идей­ но-художественное направление всей книги. Случилось так, что в полк командира Чумикова беременная ж енщина-врач Анна Н азаровна пришла с просьбой взять ее в поход. А полк с боями выбирался из ф а­ шистского окруж ения. В повествовании о человеке большого сердца важно не только то, что он в труднейших условиях помогал раненым, поддерживал дух здоровых. Не менее важ но ощущать атмосферу всеобще­ го и глубокого уваж ения к человеку — и к тому, который вот-вот станет матерью, и к тому, который долж ен появиться и дей­ ствительно появляется на свет. Б Костю- ковскому удалось в очень сдерж анной ма­ нере, без излишнего подчеркивания неожи­ данных ситуаций и без нарочитой припод­ нятости тона раскрыть перед нами суровую нежность бойцов и командиров, их веру в великое назначение человека в грозных условиях войны. Именно такое чередование военных б у ­ дней и, можно сказать, военных праздников, когда прекрасное горит еще ярче в чув­ ствах, дум ах, поступках человека советской Страны, характерно для повестей «Генерал Верхозин» и «И снова весна», составляю ­ щих костяк однотомника. Нам каж ется, что лучшей в книге Б. Костюковского, да и вообще в его твор­ честве до последнего времени, является повесть «И снова весна». Тема социалистического гуманизма, больше всего волнующая писателя, вероят­ но, вполне объясняет одну особенность его произведений вообще, а повести «И снова весна» — в особенности. У писателя почти нет отрицательных типов из среды совет­ ского общества, а если они изредка и встре­ чаются, то гораздо меньше удаются писа­ телю. Некоторых из персонажей такого направления вообще нельзя назвать отри­ цательными. Таков, например, майор К ар а­ 1 Б. К о с т ю к о в с к и й . Признание в лю б­ ви. Повести и рассказы военных лет. М., «Совет­ ский писатель», 1965, 445 стр. сик, приказавший бойцам отступить от за ­ нятой позиции, когда отступать было со­ вершенно невозможно. Затем он с честью искупает свою вину («Генерал Верхозин»). Таков и лейтенант Белоноженко из интере­ сующей нас сейчас повести — человек с трудным, капризным характером. И приме­ чательно, что здесь ж е предпринята един­ ственная попытка дать вполне заверш ен­ ный негативный характер доктора Кричев- ского, попытка, не увенчавшаяся успехом: персонаж выглядит схематичным, его пло­ хие качества и свойства только названы. Повесть «И снова весна» посвящена жизни раненых бойцов, командиров, тру­ ду врачей, медсестер, санитарок госпиталя и вся направлена к тому, чтобы показать, как проявляется нравственная красота че­ ловеческих отношений, пробиваясь сквозь толщ у всяких больших и малых противоре­ чий и конфликтов. И нас не покидает ка­ кое-то безыскусственное, но праздничное настроение при виде очень сложной дея­ тельности сотрудников военного госпиталя. Д ум ается, что персонаж, поставленный в самый центр сюжета повести, удался пи­ сателю меньше других. Новую весну пере­ ж ивает тяж ело раненный Николай Юдин, оставшийся без ног, но вновь обретший счастье любви и возможность трудиться. З ато взволнованно, с мягким юмором даны многие другие персонажи. Бойцы Вовка- ■полковник, Соломон Шведик, Баград Папян и другие — каждый из них предстает перед читателем в трудных переплетениях жизни, в мучениях и радостях, Но наибольшей удачи добился писатель, когда он начал представлять нам галерею «тыловиков», сумевших в госпитале, пере­ полненном в три раза против нормы, сде­ лать все, чтобы раненые поправлялись и сохраняли хорошее настроение. Невозможно без чувства волнения читать о гом, как повариха Мэри Семеновна в труднейших условиях военного времени умела приго­ товить для тяжелораненных вкуснейшие блюда, используя при этом размолотые кости и яичную скорлупу; как обычно ле­ нивая и рассеянная Стелла переходила из отделения в отделение, всюду наводя об­ разцовый порядок; каким незаменимым оказался дед Микола на всякие бытовые поделки, а сын Стеллы — Владька, смеш­ ной мальчишка в широченных штанах, съедающий «кумпот» у раненых и утешаю­ щий их своими забавными шутками, нари­ сован особенно любовно и рельефно. По­ весть раскрыла замечательные качества со­ ветских людей во время войны, людей с социалистической психологией, с новыми м о ­ ральными требованиями. Третья повесть однотомника «Признание в любви» написана после двух предыдущих. Это обстоятельство имеет немаловажное значение для характеристики всей писатель ской деятельности Б. Костюковского. Не будь произведений «Генерал Верхозин», «И снова весна», мы могли бы сказать, что эта повесть тоже по-своему интересна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2