Сибирские огни, 1966, №7

лады вался в обычнее понятие об учителе по представлениям того времени»: кроме повседневных занятий с учениками, он д о­ бровольно вел всю культурную работу со взрослым населением поселка. Первый учитель запомнился автору как личность одаренная, одерж им ая, как стар­ ший друг и товарищ , отдававший все силы делу воспитания нового человека. Будучи мечтателем, романтиком, Топоров подхо­ дил к детям коммунаров с доверием, искал и находил в них то главное, что способ­ ствовало проявлению их творческих склон­ ностей и задатков, формированию гр аж ­ данских коммунистических черт характера. «Ему хотелось,— отмечает Титов,— у з­ нать, к кому природа оказалась благо­ склонна, кому забросила излишек даров? Н а что может отозваться детская душа?» «Он собрал расхищенную при пож аре библиотеку, добывал в трудные годы музы ­ кальные инструменты, костюмы для сам о­ деятельного театра, масляные краски уче­ никам для пробы кисти. Учитель рисовал и лепил с нами с азартом... В дни неурядиц жизни коммуны учи­ тель оказывал моральную поддержку, под­ нимал настроение людей». З а такими подробностями встает не пе­ речень поступков, а характер, который уж е тогда содерж ал в себе новые черты. В своей повести С. Титов рассказал нам примечательную историю о том, как он, сын крестьянина из глухой окраины России, разбуженной' революцией, был послан ком­ мунарами учиться в московскую консерва­ торию. И хотя Степану П авловичу не суж ­ дено было стать музыкантом — обстоятель­ ства вынудили его покинуть Москву и вер­ нуться в родные края,— свою мечту о большой цели он пронес через всю свою ж изнь, передав ее как эстафету сыну Гер­ ману. События Великой Отечественной войны и послевоенной жизни в книге отраж ены менее подробно. Объясняется это, по-види­ мому, авторским замыслом С. Титов хотел показать первые послеоктябрьские годы и предвоенную обстановку в стране как небывалую эпоху, когда заклады вались основы социалистического общества, форми­ ровался новый человек — творец и хозяин своей судьбы. Проследив рождение и ста новление алтайской коммуны, исторические судьбы ее людей, автор тем самым ответил на поставленный им ж е вопрос: «Что под­ готовило великий подвиг советского народа на фронте и в тылу, что помогло ему вы­ стоять в единоборстве с фашистскими за ­ хватчиками и что, накенец, обеспечило на­ ши успехи в освоении космоса?». Герману Титову посвящена последняя, третья часть произведения. Заостряя вни­ мание на типичности биографии сына, ав­ тор отмечает, что в ней, как и в мечте Гер­ мана стать военным летчиком, нег ничего необычного. Повествование о детстве и юности сына отличается беспристрастностью .и большой отцовской требовательностью. В самом повествователе мы видим не только любящего отца, но прежде всего чуткого воспитателя, друга и наставника, граж данина своей страны. Нам понятно отцовское волнение в день полета Германа над Землей, отцовское счастье и гордость за сына, прославившего Отчизну Ведь в подвиге летчика-космонавта Германа Тито­ ва воплотились думы и чаяния первых ал­ тайских коммунаров, мечта самого С тепа­ на Павловича, творческий гений советского человека. Книгу С. Титова пронизывает идея преемственности поколений, преемственно-' сти революционного подвига, что и опреде­ ляет ее социально-педагогическое значение. С. Щ е г л о в СЛОВО О «ФЕЛЬДМАРШАЛЕ ШПИЦБЕРГЕНА» Е сть книги, удачно соединяющие в се­ бе ж анр приключенческой повести и исторического исследования К ним можно отнести «Полуостров сокровищ» Николая Анова1. Автор ее известен по своим прежним произведениям — «Пропавший брат», «Фи­ лателист», «Гибель Светлейшего». На этот раз он рассказал читателям об удивитель­ ной экспедиции — туристском походе ленин­ градских пионеров по суровой кольской ре­ ке Поной в 1935 году. Д ля того, чтобы ин­ тересно изложить события, ставшие уж е историческими, автору пришлось заняться историей Крайнего Севера. Перед нами приключенческая повесть в лучшем значении этих слов. Неторопливо ведется в ней рассказ, с множеством от­ ступлений и разнообразных сведений. Но в то ж е время мы напряженно следим за развитием сюжета, и сами не замечаем, как любимые герои автора становятся и наши­ ми друзьями. Мы отчетливо видим и от­ важную Варю Болотову, и следопыта древ­ них редкостей Архипелагова с его леген­ дарной и героической судьбой, и Лешу, и человека сложной и трудной биографии — Трифона Пичужкина. Надо отдать должное Н . Анову: он умеег увлечь читателя, книгу трудно отложить, не дочитав до конца. В ней ведется большой и серьезный разго­ вор о любви к Родине, о человеческой чест­ ности и мужестве. При этом автор не упро­ 1 Н. А н о в. Полуостров сокровищ. Алма-Ата, 1965. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2