Сибирские огни, 1966, №7
лады вался в обычнее понятие об учителе по представлениям того времени»: кроме повседневных занятий с учениками, он д о бровольно вел всю культурную работу со взрослым населением поселка. Первый учитель запомнился автору как личность одаренная, одерж им ая, как стар ший друг и товарищ , отдававший все силы делу воспитания нового человека. Будучи мечтателем, романтиком, Топоров подхо дил к детям коммунаров с доверием, искал и находил в них то главное, что способ ствовало проявлению их творческих склон ностей и задатков, формированию гр аж данских коммунистических черт характера. «Ему хотелось,— отмечает Титов,— у з нать, к кому природа оказалась благо склонна, кому забросила излишек даров? Н а что может отозваться детская душа?» «Он собрал расхищенную при пож аре библиотеку, добывал в трудные годы музы кальные инструменты, костюмы для сам о деятельного театра, масляные краски уче никам для пробы кисти. Учитель рисовал и лепил с нами с азартом... В дни неурядиц жизни коммуны учи тель оказывал моральную поддержку, под нимал настроение людей». З а такими подробностями встает не пе речень поступков, а характер, который уж е тогда содерж ал в себе новые черты. В своей повести С. Титов рассказал нам примечательную историю о том, как он, сын крестьянина из глухой окраины России, разбуженной' революцией, был послан ком мунарами учиться в московскую консерва торию. И хотя Степану П авловичу не суж дено было стать музыкантом — обстоятель ства вынудили его покинуть Москву и вер нуться в родные края,— свою мечту о большой цели он пронес через всю свою ж изнь, передав ее как эстафету сыну Гер ману. События Великой Отечественной войны и послевоенной жизни в книге отраж ены менее подробно. Объясняется это, по-види мому, авторским замыслом С. Титов хотел показать первые послеоктябрьские годы и предвоенную обстановку в стране как небывалую эпоху, когда заклады вались основы социалистического общества, форми ровался новый человек — творец и хозяин своей судьбы. Проследив рождение и ста новление алтайской коммуны, исторические судьбы ее людей, автор тем самым ответил на поставленный им ж е вопрос: «Что под готовило великий подвиг советского народа на фронте и в тылу, что помогло ему вы стоять в единоборстве с фашистскими за хватчиками и что, накенец, обеспечило на ши успехи в освоении космоса?». Герману Титову посвящена последняя, третья часть произведения. Заостряя вни мание на типичности биографии сына, ав тор отмечает, что в ней, как и в мечте Гер мана стать военным летчиком, нег ничего необычного. Повествование о детстве и юности сына отличается беспристрастностью .и большой отцовской требовательностью. В самом повествователе мы видим не только любящего отца, но прежде всего чуткого воспитателя, друга и наставника, граж данина своей страны. Нам понятно отцовское волнение в день полета Германа над Землей, отцовское счастье и гордость за сына, прославившего Отчизну Ведь в подвиге летчика-космонавта Германа Тито ва воплотились думы и чаяния первых ал тайских коммунаров, мечта самого С тепа на Павловича, творческий гений советского человека. Книгу С. Титова пронизывает идея преемственности поколений, преемственно-' сти революционного подвига, что и опреде ляет ее социально-педагогическое значение. С. Щ е г л о в СЛОВО О «ФЕЛЬДМАРШАЛЕ ШПИЦБЕРГЕНА» Е сть книги, удачно соединяющие в се бе ж анр приключенческой повести и исторического исследования К ним можно отнести «Полуостров сокровищ» Николая Анова1. Автор ее известен по своим прежним произведениям — «Пропавший брат», «Фи лателист», «Гибель Светлейшего». На этот раз он рассказал читателям об удивитель ной экспедиции — туристском походе ленин градских пионеров по суровой кольской ре ке Поной в 1935 году. Д ля того, чтобы ин тересно изложить события, ставшие уж е историческими, автору пришлось заняться историей Крайнего Севера. Перед нами приключенческая повесть в лучшем значении этих слов. Неторопливо ведется в ней рассказ, с множеством от ступлений и разнообразных сведений. Но в то ж е время мы напряженно следим за развитием сюжета, и сами не замечаем, как любимые герои автора становятся и наши ми друзьями. Мы отчетливо видим и от важную Варю Болотову, и следопыта древ них редкостей Архипелагова с его леген дарной и героической судьбой, и Лешу, и человека сложной и трудной биографии — Трифона Пичужкина. Надо отдать должное Н . Анову: он умеег увлечь читателя, книгу трудно отложить, не дочитав до конца. В ней ведется большой и серьезный разго вор о любви к Родине, о человеческой чест ности и мужестве. При этом автор не упро 1 Н. А н о в. Полуостров сокровищ. Алма-Ата, 1965. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2