Сибирские огни, 1966, №7
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ И. Ш е х о в ц о в ВОПЛОЩЕННАЯ МЕЧТА Г 1 о своим ж анровым признакам книга * *С. П Титова — документальная по весть1. В зволнованно, лирично, с какой-то особой задуш евной интонацией рассказы вает он о своем тревожном и суровом дет стве, о том, что ему пришлось увидеть и полюбить на земле. Ранние годы С. Титова прошли в об становке первой мировой войны и двух революций, когда ломались старые патриар хальны е устои и на смену вековому угне тению, отсталости и бескультурью Октябрь принес радость освобождения, ж аж ду твор чества и познания. Автор рисует доок тябрьскую алтайскую деревню Журавлиху, подробно выписывает бытовые и хозяй ственные обстоятельства сельской жизни, не зам алчивая ее диких и печальных сто рон. В то ж е время он подчеркивает здо ровые начала в крестьянской психологии, то, что издавна составляло нравственное богатство ' русского народа,— его трудолю бие и оптимизм, удаль и широту натуры, любовь к песне и сочному слову. Особенно хорошо передана в книге поэ зия крестьянского труда, неповторимый мир первых детских впечатлений, удивительные по своей живописности сельские праздники. В повести ярко раскрыты классовые проти воречия, раздиравш ие тогдашнее крестьян ство, столкновение интересов бедноты и ку лачества, показано проникновение в отда- ' С. П. Т и т о в . Д ва детства. М., «Советская Россия». 1965, 168 стр. ленньге районы страны большевистской правды. «Взволнованно ж ивет деревня,— пишет автор.— Много новостей, свежих мыслей принесли с войны солдаты , партизаны , окончившие боевые походы. Ж изнь повер нулась к людям острой гранью. Одни рас сматриваю т ее со страхом, другие — с не навистью, третьи — с пристальным лю бо пытством. Р азм еж евалась деревня, выпря мились кривые улочки, сразу стало хорошо видно, кто где живет». Композиционно повесть делится на три части. В первой автор рассказы вает о прош лой жизни, и, естественно, здесь светлые тона нередко сменяются мрачными, тре вожными; во второй и третьей частях уж е господствует иной, мажорный, радостный мотив. Великолепны главы, посвященные опи санию жизни коммуны с поэтическим на званием — «Майское утро». Это гимн осво божденному труду и разуму. С особой теп лотой и любовью пишет С. Титов о людях, засветивших в 1920 году «огонек коммуны на далеком Алтае». Сказочным богатырем встает перед нами председатель коммуны Василий Антонович, радушно встречающий многочисленных гос тей из дальних сел и деревень, прибывших «увидеть небывалое». Сцену встречи крестьянских ходоков в коммуне по праву можно назвать одной из лучших в произ ведении. Эпизод самой встречи, скромное неприхотливое угощение гостей, несклад ные, но страстные речи хозяев и, наконец, задорное пение коммунаров — все это вы писано удивительно правдиво и конкретно, без ложного пафоса и деклараций. Наиболее ярко в повести обрисован школьный учитель Адриан Митрофанович Топоров, оставивший глубокий след в серд цах своих воспитанников. Этот беспокой ный человек, по замечанию автора, «не ух-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2