Сибирские огни, 1966, №7
Попытки нарисовать иных героев, под линных делателей истории, давались с тру дом, и успех не всегда сопутствовал даж е писателям, вооруженным коммунистическим мировоззрением. Заметным событием было появление «Недели» Ю. Либединского (<1922). И те матика, и вся атмосфера повести иная, чем в произведениях, о которых речь шла' вы ше. Герои ее коммунисты, работники со ветских учреждений, борющиеся с разру хой, голодом и бандитизмом. Ю. Либедин- ский рассказывает о том, как созревал, вспыхнул и был подавлен в отдаленном от центра уезде контрреволюционный мятеж. Во время этих событий гибнут почти все главные персонажи произведения. Таким образом, и здесь в центре траги ческая ситуация, бросающая свет и на ха рактеристику персонажей. Однако дело не только в этом. Коммунисты Ю. Либедин ского оторваны от тех, за кого они отдают свою жизнь, и связаны лишь друг с дру гом. Их одиночество каж ется еще сильнее из-за враждебности обывательской среды и личной неустроенности. С самого начала они вызывают не просто сочувствие, но и ж алость. «Тихим голосом, словно боясь разбудить боль, что дремлет сейчас глубоко в гортани, начал он говорить... Люди стра дальчески вытягивали шеи — ничего не бы ло слышно; и Робейко решился: голос слов но сделал прыжок — и все услышали к аж дое слово, и благодарны стали лица у всех. Но каж дое слово острым обломком стекла поднималось до самой гортани и рва ло ее»... Герои Ю. Либединского почти не имеют личной жизни, лишены (или лишили себя добровольно) элементарных жизненных удобств. Каждый из них представлен во площением нравственной стойкости и чисто ты, достигнутых ценой самоотречения, и в данном отношении их можно сравнить с Николаем Курбовым И. Эренбурга. Романтика «Недели», при всех идейно художественных просчетах автора, вызва ла большой интерес в читательской среде. Но вопрос об изображении подлинного ге роя времени не был снят с повестки дня. В Ы С О К О Е Вошедшие в литературу сразу после окончания гражданской войны советские прозаики не боялись, если использовать вы ражение А. Толстого, «широких жестов, громких слов», высокого романтического взлета. Романтика как эмоциональный па фос личности, потрясенной большими исто рическими сдвигами, романтический стиль как сгущенность и острота художественной манеры, позволяющей ярко выявить субъ ективно-эмоциональную оценку действитель ности,— все это мощным потоком влилось в искусство, рожденное революцией, прида ло ему приподнятость и лиризм. К середине двадцатых годов все более Кто он, этот герой,— жертва или победи тель? каком отношении он стоит к окру жающей его человеческой массе? Один из лучших ответов был дан Д. Фурмановым в его романе «Чапаев». Исторический оптимизм писателя про явился в том, что, взяв героя далеко не идеального, пришедшего в революцию с грузом унаследованных от окружавшей его в прошлом среды предрассудков, он сумел показать его внутренний рост и выпрям ление. Гуманистическая тема поставлена в «Чапаеве» со всей остротой и злободнев ностью, и в этом смысле автор романа — наследник горьковской традиции. Но одно временно он и новатор по отношению к массе произведений современной ему лите ратуры, в которых «метельность» революции становилась уже общим местом. Воплощая замысел документально-исторического по вествования об одном из эпизодов гр аж данской войны, Д. Фурманов отвечал на вопрос о причинах военно-стратегических успехов рабоче-крестьянской Красной Ар мии, а они зиждились не на одном лишь энтузиазме и самоотверженности, а и на наличии революционной сознательности, партийного руководства массами. Однако жанр фурмановского произведе ния, случалось, уводил в сторону от пони мания его действительных достоинств. З а слугу писателя порой видели в том, что он предельно точно воспроизвел реальный об лик одного из героев гражданской войны — B. И. Чапаева. Возможно, такую задачу ставил перед собой Фурманов — мемуарист, но Фурманов — художник шел в ином на правлении, цели его были шире. И права C. Штут, когда она пишет: «На первое ме сто выходит Чапаев, созданный Фурмано- вым-художником, а не Фурмановым- мемуаристом». Но, с другой стороны, специфичность жизненного материала, по служившего отправным толчком для напи сания романа, выбор такой колоритной личности, как Чапаев, объясняет, почему еше на заре советской литературы Д. Фур манову удалось создать такой глубоко индивидуализированный и цельный челове ческий характер. И З Е М Н О Е проигрывает в глазах читателей и критики бытовизм, бывший, по словам А. Воронско- го, «реакцией на отвлеченный космизм и голую агитацию». Многие писатели ищут более сложных, синтетических форм худо жественного освоения действительности, не редко обращаясь при этом к традициям литературы XIX века. Так, традиция актив ного романтизма получила оригинальное развитие в повестях и рассказах, современ ника Д. Фурманова — Б. Лавренева. Открытием нового человеческого харак тера было создание писателем образа Ва силия Гулявина в повести «Ветер» (1924). Особенность его в том, что он изображен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2