Сибирские огни, 1966, №7
деталь, как «каменные скулы», становится для нас чертой его индивидуального обли ка, а не каж ется данью бытовавшей в иных книгах схеме «кож аной куртки». И все ж е характер К ож уха (не говоря уж е об остальных действующих лицах эпо пеи) не развернут до конца, художественно не исчерпан. В чем тут дело? В своей книге, посвя щенной «ж елезному потоку»1, исследователь Л . Г ладковская ссылается на высказывание Д . Ф урманова о романе А. Серафимовича. Д . Ф урманов писал, что автор «Ж елезного потока» сознательно не д ал простора инди видуальным характеристикам; по мнению писателФ, на действиях отдельных лиц нель зя было построить такого рода эпопеи. Создатель «Чапаева» понимал всю специ фичность стоявших перед А. Серафимови чем задач. В «Ж елезном потоке» А. Серафимович опирался на весь предшествующий опыт молодой прозы. . Д алеко выйдя за рамки хроникальной фиксации фактов, за пределы бытописания, он создал масштабное, обоб щающее повествование о борьбе народных масс за победу советской власти. Именно потому его творческий опыт имел гром ад ное значение для дальнейших судеб совет ского эпоса. НОВЫЙ ГЕРОИ ЛИТЕРАТУРЫ На иных задачах сосредоточили свое внимание писатели младшего поколения того времени. Очень несхожие между со бой, они пытаются уловить, запечатлеть нравственно-психологический облик нового человека, рассказать о его судьбе. «Ж изнь и гибель Николая К у р б о в а»— это название одного из первых романов И . Оренбурга достаточно показательно. Предметом худож ественного анализа здесь стала жизнь чекиста, сознательно пошедше го на умаление своего «я» во имя служ е ния революции. Разум еется, коллизия м еж ду личным и общим, чувством и долгом при изображ ении коммуниста не была изо бретением автора романа (вспомним хотя бы образ П еклеванова в «Бронепоезде» Вс. И ван ова): все дело в том, с какой сто роны подошел к ней И. Эренбург. Он снова, как и Б. Пильняк, настаивает на неприми римой враж де м еж ду разумным и стихий ным и делает своего героя ж ертвой этой враж ды . В романе есть удачные страницы, запо минающиеся персонажи: некоторые из со служ ивцев К урбова, влекомые нэпманов- скими соблазнами или упивающиеся своей бюрократической непроницаемостью, сам Курбов в юности, эпизодические лица, а главное — атмосфера времени, оживающ ая перед глазам и читателя благодаря многим колоритным деталям и метким наблюдени ям. Но психологически правдивая черта характера героя повествования настолько утрирована, что производит впечатление карикатуры . Искусственность авторской концепции заклю чается прежде всего в том, что беспомощной жертвой стихийных, под сознательных сил оказы вается убежденный революционер. И как не пытается автор мо тивировать душевный перелом Курбова, в такую эволюцию коммуниста трудно по верить. Особенно неправдоподобен и натянут финал романа. Герой романа отправляется добровольно в логово бандитов и рециди вистов, зная наперед, что его собираются 'Л . Г л а д к о в с к а я . «Рождение эпопеи», М., Сов. писатель, 1963, там убить. Постигш ая Курбова катастроф а, его гибель несли определенный ф аталисти ческий смысл, никак не совпадавший с представлением о герое как творце истории, строителе нового общества. Д ругого рода конфликт в повести А. Я ковлева «Повольники» (1922). Гарасим Боков изображ ен в ней человеком, предан ным революции и готовым неутомимо и беспощадно за нее бороться. Но «поволь- ная» прадедова кровь влечет его к анар хическому своеволию и разгулу. К ак яв ствует из всего повествования, проявлению исконных боковских свойств в немалой сте пени способствовала сама атмосфера рево люции. «На фронте еще, далеко от города род ного, встал Гараська в цепь революционной метелицы. — Ж арь! И запры гал, заплясал, пошел в цепи с выкриками, и руками, и ногами, и всем те лом плясал — весь отдался бешеному плясу. Заж егся, как огонь бенгальский. Вниз го ловой в самую гущу кинулся. И не думал, не рассуждал. Д а и не привык он к этому трудному делу. Просто: — Ж арь! Этот революционный пляс стал сильнее его воли, потому что будил в нем подзем ное, прадедовское, повольное, и звал, и не д авал покоя». На своем посту председателя уездного ревкома Боков делал все необходимое по революционному быстро и решительно. С те чением времени, однако, все сильнее он на чинает походить на полновластного хозяи на уезда, творящего суд и расправу по собственному разумению. Порою герой по вести сознательно стремится подраж ать Разину, каким его знает легенда: жертвой Бокова чуть не становится его возлюблен ная... Любопытна перекличка этого эпизода с аналогичной сценой в «Ватаге» В. Шиш кова. Д а и вообщ^ м еж ду персонажами обоих произведений немало сходства, д а ж е чисто внешнего. Одинаков и их конец: того и другого расстреливают по приговору революционного трибунала за попрание за конности и бесчеловечность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2