Сибирские огни, 1966, №7
Д . Фурманов вы раж ал неудовлетворен ность центральными образами «Недели» Ю. Либединского — из-за их изолированно сти от массы, их обедненности. Д а , в некоторых произведениях той по ры есть индивидуализированные образы, есть отдельный человек. Но чаще всего это — массовый человек. Весьма характер ны в этом смысле герои прозы такого яр кого и своеобразного писателя, как А. В е селый: недаром наиболее убедительное и живое в его творчестве — именно изобра ж ение массы, а не человеческие харак теры. Новое в человеке было понято не сразу, а постепенно — через взаимоотношение с целым, через общее. Отсюда путь шел опять к конкретному, индивидуальному, но уж е на иной основе, обогащенной понима нием широчайших связей личности с обще ством, народом, историей. Первые попытки создать образ револю ционного народа отмечены использованием условно-символических стилевых средств, рожденных особым, героико-романтическим восприятием коллизий и контрастов эпохи. П оначалу некоторые прозаики как бы про долж али линию, наметившуюся в пролет культовской поэзии с ее прорывами в кос мос, стремлением говорить празднично, в отрыве от земной конкретности. Но тяга к эпичности и вещности изображения была не менее сильной — так возник своеобраз ный синтез лирики и эпоса, замечательный пример которого дал А. Малышкин в своем «Падении Д айра». В основу повести легли реальные исто рические события, но они были худож е ственно переосмыслены автором произведе ния. Штурм Д ай р а изображ ен как истори ческий поход на последнюю твердыню все го враждебного революции лагеря. З а его стенами — «последние», «вчерашние», «мер твецы», а в их руках волшебный край — «синие туманы долин, цветущие города, звездное море»... Таковы настроения рядо вых участников ш турма, ведомых железной волей ком андарма. Писатель заставил нас увидеть свет ко стров, горящих в последнюю ночь перед наступлением, услыш ать разговоры «крас ных» о «чудесной стране Дайр». «Красных» так много, что автор затрудняется назвать определенное число: «тьма», «множество», «громада», «нескончаемое поле масс» и т. д. Н аступающ ая армия уподобляется древне му кочевому стану, идущим с Востока пол чищам скифов. З а описываемыми события ми встают образы древних сказаний «ве щих времен». И дя буквально по горячим следам штурма Перекопа, А. Малышкин рассказы вает об этом, как о давно случив шемся, •в торжественном, немного зам ед ленном стиле. «Ж елезные птицы гудели в зените. З а кат из-за далеких рубежей дрож ал в обла ках и на крыльях птиц червонной дрожью. I К ак ветры, бесконечные, безликие привлека лись ряды, в безвестие, в забвение волны. И вдруг прекрасным стал вечер; или чу десным переход фанфар: будто уж е нет тех, кому надо завтра умереть, будто про шли века, прошумели все бури, и стерлись, все письмена, и в успокоительных прекрас ных временах поют чудесные песни о них, полузабытых тенях». При чтении повести наше внимание при ковано к судьбе не отдельных героев, а целой армии, то есть, огромной массы лю дей. Удастся ли Н-ой армии ее обходной маневр или опередят белые, придут ли во время резервные силы или встретят на сво ем пути неодолимое препятствие — вокруг этих вопросов движ ется действие внутри; эпизодов, создавая впечатление величай шей напряженности и трудности военного поединка. Индивидуализированные персонажи очер чены бегло и не оказываю т влияния на развитие сюжета. Но впечатление масш таб ности и эпохальности у А. Малышкина как раз и создаются тем, что действуют не единицы, а массы и общий план преобла дает над крупным. Ч ащ е всего критика указы вала на это как на недостаток, однако известная отвлеченность и суммарность изображения действительности была не только исторически обусловлена, но и име ла в те годы положительный худож ествен ный смысл. Произведение А. Малышкина (написан ное еще в 1921 г.) явилось как бы про образом эпопеи А. Серафимовича, ее пер вым вариантом. Но это вариант романти ческий, отмеченный чертами очень опреде ленного стилевого своеобразия. Любовью к метафоре и символике, склонностью к «орнаментальной» и рубленой фразе автор «Падения Д айра» похож на Вс. И ванова, отчасти на А. Веселого и Б. Пильняка. У А. Серафимовича в «Железном пото ке» мы такж е отчетливо ощущаем поэтиза цию «громадк», «потока», «лавины». Но эта «лавина» необычайно сложна, подвижна, способна к росту и изменяемости. Писатель считает необходимым показать ее социаль ную, национальную и психологическую диф ференциацию; тем ярче выступает моно литность «железного потока» в конце эпопеи. Во многом противоположны в «Падении Д айра» и «Железном потоке» образы ко мандиров. Командарм в повести А. М а лышкина, олицетворяя разум и волю руко водимой им массы, фактически стоит над нею. У него громадный авторитет, но окру жающим он каж ется загадочным и дал е к и м— «каменный», «серый, как тень», «с жесткой иронической улыбкой». Реальному облику командира времен гражданской вой ны гораздо больше отвечает образ Кож уха в эпопее А. Серафимовича. При некоторой близости к герою А. Малышкина, он почти лишен черт условности. Человек необычной биографии, бывший офицер, ставший боль шевиком, он не отделим от людей, которы ми командует. Вместе с ними он переносит все лишения и тяготы многодневного похо да и закаляется в огне боев. И даж е такая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2