Сибирские огни, 1966, №7
В романах «Голый год», «Машины и волки», в повестях «И ван-да-М арья», «Тре тья столица» немало правдивых, вы рази тельных ситуаций, сцен, описаний и в то ж е время цельность худож ественного з а мысла нередко оборачивается в них схе матизмом, так как Пильняк почти всегда исходит из ложной, идеалистической кон цепции непримиримой враж ды м еж ду д е ревней и городом, отождествляемых со стихией и разумом. Крестьянин и рабочий в его трактовке — вечные антиподы. А по скольку Россия подошла к Октябрю по преимущ еству крестьянской, хлебопашеской страной, то, разумеется, изображ ение ре волюционных событий Пильняк мыслил се бе прежде всего как показ разбуж енной стихии. Удастся ли ввести ее в берега, су меет ли город совладать с деревней? Этим в основном и озабочены представители «разумного начала». В его произведениях коммунисты — головные люди, «кожаные куртки», призванные не жить, как все про чие люди, а «функционировать» во имя идеи и долга. Естественно, что такое изображ е ние подлинных героев времени не могло не привести автора в дальнейш ем к конфлик ту с новой действительностью, к идейному кризису. Но и натурализм , не сдобренный экс курсами в метафизику, приводил не к луч шим результатам . К аковы бы ни были О Б Р А З Октябрьская революция и граж данская война со всей силой подчеркнули ведущую роль народных масс в истории, в социаль ном творчестве. Понятно, что они заняли центральное место во многих произведе ниях начала двадцаты х годов. В поэмах В. М аяковского и Д . Бедного, в повестях Вс. И ванова и А. Малышкина, в эпопее А. С ерафимовича нарисован монументаль ный, обобщенно-символический образ на рода. Это не значит, что в ранний период со ветской литературы писатели не уделяли внимания созданию индивидуализирован ных образов-характеров. И все ж е облик нового человека, еще не вы кристаллизовав шийся вполне в самой жизни, с трудом поддавался художественной типизации. Не случайно, скаж ем , в одном из первых со ветских романов, в книге В. Зазубрина «Д ва мира», наиболее запоминаю тся не по ложительны е образы , а представители мира уходящ его. Любопытно, что даж е те исследователи и критики, которые стараю тся избегать обобщений из боязни впасть в односторон ность своими частными выводами подкреп ляю т их. «Создание образа массы в ее кон кретном воплощении является важнейшей заслугой Вс. И ванова как художника ре волюционной эпохи»,— пишет, например, М. Минокин по поводу «Партизанских субъективные намерения В. Шишкова, ког да он писал «Ватагу» (1923), но на перед ний план в романе выдвинулись сцены жестокостей и насилия, «мировой пож ар в крови». Среди членов отряда Степана З ы кова, пришедшего в захваченный белыми город для «восстановления» справедливо сти, нет ни одного, кто бы представлял се бе конечные дела революции. П артизаны Зы кова руководствуются только инстинкта ми, страхом перед волей командира и пред ставляю т не сплоченный коллектив, а ди кую и необузданную орду. Однако сцены творимого этой ордой произвола выписаны тщательно, со всеми подробностями, а фи гура самого Зы кова окруж ена своеобраз ным ореолом мученичества. Безусловно, по отношению к роману В. Ш ишкова нужно говорить о надум анно сти замы сла и псевдоромантичности пафо са. П араллель с пугачевской вольницей (как и излюбленная у Б. Пильняка п арал лель с эпохой П етра) искусственна и мало убедительна, а стиль автора грешит мело драматизмом . Нет необходимости «реабилитировать» и приподнимать, как делаю т некоторые кри тики, те произведения ранней советской прозы, которые были «преодолены» и са мими авторами, и всем дальнейшим р аз витием литературы . Историю не следует исправлять или улучшать. Н А Р О Д А повестей»1. В упоминавшейся уж е статье критик Ю. Андреев вы сказывает резкое не согласие с мнением, что ранняя советская проза шла от изображ ения массового к обрисовке конкретных человеческих хар ак теров. Д ан н ая концепция, по его словам, родилась «в той части рапповской критики, которая тяготела к жестким схемам...» В к а честве доказательства своей мысли Ю. А нд реев ссылается на творческий опыт Д . Ф ур манова, Вс. И ванова, Ю. Либединского, А. Н еверова, Л . Сейфуллиной, В. З а зу б рина, И. Бабеля, «создавших на заре со ветской прозы ряд интересных индивидуа лизированных образов». Но ведь многие произведения, на кото рые ссылается Ю. Андреев, появились и стали «фактом литературы» уж е ближ е к середине, чем к началу двадцаты х годов, а те, с кем спорит критик, имели в виду лишь краткий начальный период развития прозы, примерно, с 1920 по 1923 год.. Спору нет: любую концепцию в сфере ли тературы можно сделать достаточно ж ест кой и уязвимой, но это уж е зависит и от того, как с нею обращ аться. Н ельзя не отличать субъективные наме рения автора от объективных результатов его художественного анализа. Так, еще- 1 «Ученые записки Орловского пед. ин-та», Орел, 1964, т. 23„
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2