Сибирские огни, 1966, №7

Герои повести вступают в борьбу, осознав непоправимую испорченность ста­ рой жизни и возможность иной, лучшей. « — Недовольны мы, понял? — говорит К убдя,— Ж елаем жить — чтобы в одно со всеми...» Его устами автор как бы отвечал од­ ному из персонажей романа «Два мира», белому офицеру Мотовилову, безуспешно пытавш емуся понять, почему «крепкие» сибирские мужики не только не поддерж а­ ли Колчака, но и активно выступили про­ тив его диктатуры. О новой, лучшей жизни мечтают, и ко­ мандир партизанского отряда, штурмующе­ го бронепоезд, Никита Вершинин, и Калли- страт Смолин из «Цветных ветров», и дру­ гие герои Вс. И ванова. Когда-то А. Ворон­ ений заметил, что автор «Партизанских повестей» любит изображ ать «мечтателей». А ведь по сути дела эти люди — вчераш ­ ние персонажи бунинской «Деревни». Но Вс. И ванов смотрит на них иначе и видит их иными, ибо революция дала возмож ­ ность разглядеть человеческое в человеке. П ереж ивания и даж е мелкие житейские за ­ боты еще недавно забитого крестьянина для писателя не просто интересны, но эстети­ чески значительны. Отсюда и эпичность, по- новому возникающая в прозе Вс. И ванова, и насыщенная радостью откры тая интона­ ция, и пышные, порой избыточные краски. Повествуя о захвате партизанами бело­ гвардейского бронепоезда, писатель, к а за ­ лось бы, рядовому, частному эпизоду прида­ ет широкое символическое звучание. Мечу­ щийся в дыму бронепоезд воспринимается как образ всего раненного насмерть старого мира. И этот добавочный, глубинный смысл вполне точной и реалистической картины во много раз усилен общей эмоциональной напряженностью повествования, его лирико­ романтической «оснащенностью»... В вышедших спустя немного времени произведениях Л. Сейфуллиной «Перегной» и «Виринея» и А. Неверова «Гуси-лебеди» освещены другие стороны темы «кресть­ янство и революция» Л . Сейфуллина углуб­ ляет психологическую обрисовку характе­ ров, она ищет таких героев, в чьем пове­ дении с максимальной полнотой запечат­ лелся бы процесс рождения нового человека. Расслоение в деревне, борьба с темнотой и косностью как наследием ста­ рого быта, острые социальные конфликты — главное содержание книг А. Неверова. Успех этих произведений свидетельствовал о вступлении прозы в пору возмужания. «ВИХРИ И МЕТЕЛИ » РЕВОЛЮЦИИ Возмуж ание, однако, еще не означало преодоления всех и всяких трудностей и односторонностей, иной раз вполне есте­ ственных в условиях той эпохи. Оценивая сборник рассказов Вс. Ивано­ ва «Седьмой берег» на страницах ж урнала «Печать и революция», критик В. Перевер- зев писал: , «Зорко всматриваясь в сутолоку дрему­ чей жизни, развороченной шумом пропел­ леров и авто, автор вобрал ее глазами, но еще не вобрал ее мыслью, не разгадал смысла и логики этой сутолоки и не рас­ крыл ее в своих рассказах». Во многих произведениях преобладала эта зоркость к подробностям, увлеченность красочной стороной событий, Но далеко не все из них были интеллектуально «загру­ жены». Нередко их авторы, завороженные «му­ зыкой революции», не выходили за преде­ лы субъективно-эмоционального изображ е­ ния действительности. Борьба народных масс за социализм представала как широко разлившийся стихийный поток. Не случай­ на распространенность таких образов-сим­ волов, как «пляс», «метелица», «вихрь», «ветер», «реки огненные» и т. д. Было бы глубоко неверно искать объ­ яснений лишь в сознательных намерениях тех или иных писателей, в их идеологиче­ ской неполноценности. Чувство, эмоцио­ нальный отклик, как правило, предшествуют осмыслению жизни рассудком. Тем более такой жизни, в которой все перевороти­ лось. Не все из того, что поднялось из глу­ бин народного моря, заслуж ивает эпитета «стихийное» в его отрицательном смысле. Как верно подчеркивается в ряде истори­ ко-литературных работ последнего време­ ни, стихийность стихийности — рознь. «Од­ но дело — анархизм, разгул, и совсем дру­ гое — активные, трудные поиски массой вер­ ного пути в революции»,— пишет Ю. Анд­ реев1. Справедлива и точка зрения другого критика — С. Штут2, когда она призывает не брать понятия «стихийное» и «сознатель­ ное» в плане их абстрактного и безжизнен­ ного противопоставления. Но нельзя и сти­ рать границы этих понятий. А еще важнее вопрос об объективном смысле нарисован­ ных автором картин жизни. Шумную известность в свое время сни­ скали произведения прозаика, талант кото­ рого отмечал М. Горький,— Б. Пильняка. Считая себя бытописателем революции, Б. Пильняк стремился показать лицо Рос­ сии, вышедшей из гражданской войны. К а­ залось, в самой композиции его произведе­ ний, в разких сдвигах, разломах, контра­ стах, сумятице пятен к линий отразился безудержный разлив стихийной народной энергии. Но беда Б. Пильняка была в том, что основной конфликт он переносил в ме­ тафизический, внесоциальный вакуум. С тоя­ щие над человеком стихии м ятеж а, дере­ венской «естественности», пола — вот лейт­ мотив его раннего творчества. 1 Ю, А н д р е е в . «Богата от самых истоков». «Литер, газета» от 25 декабря 1965 г. 2 С. Ш т у т . «Каков ты, человек?», М., 1964.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2