Сибирские огни, 1966, №7
осмыслению своей эпохи. Лиш ь с этой вы соты мы можем объективно оценить и но визну, и эстетическую значительность тех попыток показать нового человека, кото рые были предприняты советскими прозаи ками в самом начале 20-х годов. Непроторенными, трудными путями шли создатели первых романов и повестей. Со держ анием литературы стала жизнь, в ко торой все пришло в движение, сместилось со своих привычных мест: быт, семейные, правовые отношения, освященные традици ей авторитеты . Высокие идеалы революци онного преобразования общ ества при от сутствии подходящих материальных усло вий для их скорого осуществления могли породить и порождали на первых порах либо иронически-гротескное толкование дей ствительности, либо, напротив, ее романти ко-патетическую трактовку. М ало кто оста вался на позициях стороннего наблю дате ля, летописца событий. Но несмотря на большой приток новых писательских сил и активную творческую деятельность худож ников, начавших свой путь до революции, в центре внимания оказались немногие про изведения, ставшие определенными вехами литературного процесса. Р О Ж Д Е Н И Е Э П О С А Новое слово сказали — и это вполне з а кономерно — писатели, пришедшие с фрон тов граж данской войны. Одни из них пере учивались, отбрасы вая усвоенное в школе символистов, другие овладевали секретами мастерства на ходу, но каж дый понимал всю меру ответственности, возлож енной на него историей. В первые послеоктябрьские годы поэти ческие произведения количественно явно преобладали над прозаическими. С начала двадцаты х годов все сильнее ощ ущ ается потребность в эпическом осмыслении дей ствительности, в развитии больших и м а лых ж анров прозы. В 11920 году были опубликованы главы первого и самого удачного романа Б. П иль няка «Голый год», через некоторое время увидели свет, произведения Вс. И ванова, Л . Сейфуллиной, В. Зазубрина. • Е два успело выйти первое издание не большого по объему романа В. Зазубрина «Д ва мира», как уж е понадобилось его пе реиздавать. В короткий срок книга завое вала широкую известность, и это надо объ яснить тем, что ее автор сумел ответить на основной запрос тогдашней читательской ау д и то р и и— д ать развернутое цовествова- ние о недавно пережитом, уловив главный смысл происшедших в стране событий. Слабости произведения были ясны уж е тогда: композиционные просчеты, эпизодич ность большинства действующих лиц, недо статочная выразительность язы ка. И все ж е это был новый, рожденный революцией эпос. Здесь последовательно и резко про тивопоставлены два борющихся мира, один из которых набирает силы, а другой — р аз руш ается и гибнет. Под пером В. З а зу б рина борьба с колчаковщиной на огромной территории Сибири выступает как значи тельное историческое деяние, определяющее судьбы всего народа. Своим острием роман обращ ен против контрреволюции, ее он бичует и разоблачает. Отдельные сцены книги, изображ ающие зверства колчаков цев и их стремительное и б ессл авн ое-от ступление под ударами Красной Армии и партизан, до сих пор нельзя читать без вол нения. О бнаж енная правда этих страниц указы вала пути молодой писатльской смене. В збудораж енная революцией деревня — та тема, к которой прежде всего обрати лась проза, овладевавш ая материалом современ ности. Одним из первых, кто по-настоящ е му коснулся этой темы, кому удалось «с худож ественной силой ввести новый рево люционный материал в искусство письма» (К. Ф един), был Вс. Иванов. Внешне его первое крупное произведе ние «Партизаны» (1921 г.) написано как бы товая повесть. История пятерых кресть ян, ставших партизанами, начинается опи санием их будничных дел и забот, далеких от революционных бурь. Идет граж дан ская война, где-то происходят бои с колчаков ской армией, а герои повести нанимаются к подрядчику строить закром а для мона стыря и почти равнодушны, когда их об считывают. Внимание ко всем деталям деревенского быта, замедленность компози ции, отсутствие прямого выраж ения автор ских симпатий — давали как будто повод обвинять автора в невосприимчивости к но вым сторонам жизни крестьянства, пробуж денного революцией. С этим, однако, нельзя согласиться, если внимательнее всмотреться в худож ествен ную ткань повести. У Вс. И ванова партизаны не просто описаны, со стороны зарисованы автором, они опоэтизированы как люди с пробуж даю щимся сознанием собственных сил и воз можностей, с ощущением новизны и про стора жизни. Подчеркнута их связь с природным, естественным, их цельность, нравственное и физическое здоровье. Их не покидает чувство радости и полноты ж и з ни: улыбка почти не сходит с лица Кубди, его товарищи не могут удерж аться от дерзкого хохота над настоятелем, они сме ются над подрядчиком Ермолиным и т. д. Их беспечное отношение к тому, где при дется работать, сколько заплатят за труд, пренебрежительное отношение к внешним удобствам проистекает именно из этого чувства полноты жизни и уверенности в своих силах. Почти не произнося слов о революции и войне, они тем не менее по стоянно ощущают, что перед лицом собы тий, которые вот-вот всколыхнут каж ущ ую ся такой устойчивой жизнь их лесного края, все мелкие заботы и расчеты дей ствительно ничтожны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2