Сибирские огни, 1966, №7
КР1Г1Т1ЛК А. К Л И Т К О У ИСТОКОВ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (О раннэй советской прозе) И стория поверяется современностью: каж ды й новый общественный период уточ няет прежние оценки и вносит в осмысле ние прошлого свою «злобу дня». Обращ аясь мыслью к первым после октябрьским годам, к поре становления со ветской литературы, мы прочерчиваем твер ды е и четкие контуры там, где были едва намеченные пунктиром линии. Масштабы других литературных явлений, напротив, сокращ аю тся, кое-что — вообще отсеивается прочь. Но каждый взгляд, брошенный в прошлое, к началу пройденного нашей ли тературой пути, проясняет и важнейшие тенденции ее сегодняшнего развития и — в известной мере — делает возможными не которые прогнозы. Если перелистать страницы критических отделов первых литературно-худож ествен ных ж урналов, нетрудно заметить, что теперешние споры и раздумья перекликают ся нередко со спорами тех лет. В отшумев ших критических баталиях и сегодня мож но почерпнуть немало поучительного. В зять хотя бы вопрос о так называемом «современном стиле». Р азве не выдвигался тогда — причем не только футуристами — лозунг о замене старой, «обветшалой» формы — новой, о «динамизме» как обяза тельном признаке нового стиля? И не от вечали ли порой на это требование не доуменным вопросом: «А так ли важна к а к ая бы то ни было форма?..» Но правда и то, что развитие литерату ры шло в направлении, подсказываемом жизнью , а не по тем или иным хорошо проду манным рецептам. Стиль нового искусства вы ковы вался в битвах времени, и меньше всего в нем было застывшего, догматиче ского. Он развивался как богатство разно образных художественных манер и почер ков, похожих друг на друга лишь в том, что касалось общего ощущения необыкно венности эпохи, необычности тех задач, к а кие она ставила и перед отдельной лично стью и перед целым народом. «Никому не было известно, какими сло вами можно выразить в искусстве невидан ный переворот в жизни, в быту, в созна нии людей»,— писал спустя много лет А. Фадеев. Время выдвигало требования величайшей сложности. Художник, если он хотел идти в ногу с эпохой, должен был уловить и отобразить то, что едва еще на мечалось и с трудом прокладывало себе дорогу в самой жизни: черты новой нрав ственности и общественной психологии, иные, чем прежде, взаимоотношения лич ности и коллектива, эстетические запросы широких народных масс. Очень верная и ж ивая характеристика атмосферы тех лет дана в воспоминаниях С. Эйзенштейна. «Кругом бурлит великолепная творче ская напряженность двадцатых годов. Она разбегается безумием молодых по бегов, сумасшедшей выдумки, бредовых з а тей, безудержной смелости. И все это в бешеном ж елании выразить каким-то новым путем, каким-то новым образом переживаемое. Упоение эпохой родит, наперекор декла рации, вопреки изгнанному термину «твор чество» (замененному словом «работа»), назло «конструкции» (желающей своими костлявыми конечностями задушить «об раз») — один творческий (именно творче ский) продукт за другим»1. Никакие влияния и кратковременные увлечения не могут поставить под сомне ние тот здоровый дух новаторства, который был присущ наиболее талантливым пред ставителям нового искусства. Вопреки сво им порой слишком поспешным деклараци ям, несмотря на известное давление нату ралистических тенденций, многие из них приходили к верному художественному 1 С. Э й з е н ш т е й н . Избр. статьи, М., 1956.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2