Сибирские огни, 1966, №7

брак. Равенство женщины в семье утверж ­ дается в шутливых «клятвах» муж а и ж е ­ ны, иногда даж е подчеркивается главенст­ вующее положение жены в семье. Муж в своей «клятве» к ак бы нехотя говорит: «Учитывая объективное явление — возрож ­ дение м атриархата, клянусь», а жена про­ износит уж е категорически: «Как будущая глава семьи (м атриархат — объективная реальность!) клянусь!..» В современной обрядности сохраняется обычай делать подарки новобрачным, но с него снят налет корысти. Подарки имеют чисто символическое значение. Чаще всего дарится посуда «на счастье». Д ары на ста­ рой свадьбе в какой-то степени компенси­ ровали свадебные расходы семей молодо­ женов. Но только в малой степени. Н еред­ ко бывало и так, что семья, справившая пышную свадьбу, долго потом расплачива­ лась с долгами. Современные комсомоль­ ско-молодежные свадьбы не менее пышны и многолюдны, но они не лож атся тяжким бременем на плечи молодоженов и их ро­ дителей. Производственный коллектив (или учебная группа студентов) львиную долю расходов по организации свадебного пира берет на себя. Это понятно: ведь современ­ ная свадьба из торж ества семейного все больше превращ ается в общественный сва­ дебный обряд. Свадьба постепенно становится ярким, эмоционально насыщенным и романтически приподнятым массовым действом. За праздничным застольем кто-то из гостей или друзей новобрачных принимает на себя обязанности «дружки» (тамады ) и верхо- еоднт весельем. Слышатся песни, шутки, традиционные «горько», устраиваются тан­ цы (в том числе и традиционный танец но­ вобрачны х), состязания на творческую вы­ думку, затейничество и сметливость м еж ­ ду девушками и парнями (судит специально избранное жюри, программа произволь­ на) и т. д. Особой популярностью пользу­ ются шуточные песни. Устраиваются ат­ тракционы, широко применяются магнито­ фоны, проигрыватели, световые эффекты, имитируется снегопад и многое другое, на что горазда современная молодежь, воору­ ж енная техническими знаниями и средст­ вами. Иногда бывают и ряженые. Характерной чертой современного сибир­ ского свадебного обряда (студенческого) являю тся комизм и юмор, пронизываю­ щие собою все действия, создающие атмос­ феру непринужденности и всеобщего ве­ селья. И это глубоко символично: моло­ деж ь с высоко развитым художественным вкусом, отвергая скорбную лирику тради­ ционного русского свадебного обряда, не признает и бюрократическую рутину, наро­ читую назидательность, бутафорскую напы­ щенность, характерные еще для многих наших официальных мероприятий. Ч асто в пригласительных билетах ука­ зывается, чтобы гость захватил с собой «личную собственность: любознательность, находчивость и чувство юмора». У входа в зал вывешивается объявление: «Предъяви улыбку!»; над столом написано: «Ешь под музыку, пляши, как хочешь!», «Пей мень­ ше — пой больше!» Оригинально построен и «Курс семей­ ной жизни». «Ввиду того, что данный курс в вузах не изучается и что по данной науке нет стабильных учебников, мы даем курс се­ мейной жизни в кратком изложении: § 1. Что такое семья? Определение 1. Д в а человека, он и она, на­ шедшие друг друга после долгих лет оди­ нокой жизни и соединенные знаком +. (плюс и равенство), называю тся семьей. Теорема 1. Семья будет прочной тогда, и только тогда, когда оба слагаемых питают любовь и уважение друг к другу (доказать самостоятельно!). § 2. Муж. Определение I. Человек, имеющий после брака ту ж е фамилию, что и до брака. Определение II. Свойства, качества и обя­ занности муж а; муж обязан быть челове­ ком: а) веселым, б) сильным, в) самокритичным (признавать свои ошибки всегда, когда ж ена считает это нужным). § 3. Ж ена. Определение I. Семейная половина, меняю­ щ ая свою фамилию в ЗАГСе. Ж ена всегда должна помнить формулу: 1 = 2 (муж тебе слово, а ты ему два и т. д.). Аксиома 1. Муж и ж ен а-— одна сатана (доказано жизнью)». Фразы, юмористически окрашивающие каждый параграф «курса» и возбуж даю ­ щие всеобщее веселье, не снижают этиче­ скую силу утверждения, а как бы делаю т его рельефнее, осязательнее. «Клятвы» жены и мужа построены так, что новые принципы семейной морали ут­ верждаются путем осмеяния тех мелочей быта, которые иногда, как ржавчина, р азъ ­ едают семью. Муж , например, обещает: «по очереди с женой бегать в магазины за продуктами... и без очереди покупать их»; «после обеда не леж ать на кушетке с га- зетош а вести душеспасительную беседу с женой»; «не зная, для чего это нужно, но­ сить жену на руках по 17 минут»; «при появлении детишек воспитывать их в духе времени, для чего уделять им ежедневно не менее 45 минут»; «мыть ложки (ножи и вилки пусть моет ж ена)». Ж ена обещает: «угощать мужа тем, что под руку попадет (может быть и утюгом)»; «систематически пилить ему шею и промывать голову (для профилактики)»; «давать мужу отдых... во время его работы» и т. д. В этих простеньких, на первый взгляд, каламбурах отраж аю тся и высмеиваются характерные еще для современной семьи недостатки. Ведь нередко мужчины охотно соглашаются с равноправием женщины во всех областях материальной и духовной жизни, д аж е уступают ей права главы семьи, но очень неохотно берут на себя хо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2