Сибирские огни, 1966, №7

н ая мудрость, которой справедливо руко­ водствую тся советские люди. Наиболее торж ественно и пышно сп рав­ ляю тся свадьбы . Современный обряд б р а­ косочетания является сплавом традицион­ ного и нового, продиктованного велением времени, культурным ростом наших людей. Он по своему характеру неодинаков: если в городе, к ак правило, ход бракосочетания определяется трудовыми коллективами, к которым принадлеж ат вступающие в брак, то в сельской местности — чащ е всего род­ ственниками старшего поколения. Городской свадебный обряд — это торж ественно-игро­ вое действие, заимствующ ее только неко­ торые традиционные приемы (обмен кольца­ ми, «горько» и д р .); тот ж е обряд в селе и д аж е в пригороде (М атвеевка) сохраняет все основные приемы старой сибирской свадьбы . В районах, где еще сильно влияние церкви, где живучи стары е русские тр ад и ­ ции, сохранились основные обрядовы е дей­ ствия (рукобитье, сговор, кладка, выкуп приданого, выкуп невесты, запирание во­ рот и дверей в доме невесты и др .). Но это не характерно дл я Сибири. Здесь во мно­ гих селах свадьба превратилась в то рж ест­ венное гуляние родных и близких ново­ брачных (с применением некоторых эл е­ ментов старого об ряд а). В селах О рдын­ ского района практикуется катание ж ениха и невесты на лош адях, разукраш енны х лентами и бубенцами, одаривание моло­ дых, ряж ение. Сватовство является только своеобразной данью уваж ения к родителям невесты. П арень и девуш ка самостоятельно, по любви решают вопрос о браке, потом ставят в известность своих родителей и только после этого иногда засы лаю т св а ­ тов. Таким образом, сватовство лишь пре­ д ает гласности готовящ ееся торж ество. В первый день свадьбы перед входом в дом ж ениха па)>ни стреляю т из ракетниц, на счастливых молодож енов сыплются кон­ фетти. Во второй день гости разбрасы ваю т мелко настриж енную бум агу и деньги по полу. Н евеста долж н а быстро подмести, собрать деньги, отобрать ж ивы е цветы от искусственных, причесать ж ениха и т. д. Ш уточный характер приобрел обряд «вы ­ купа» невесты и ее косы. Н ародны е тр ад и ­ ции получают новое осмысление: иногда это направленнное пародирование старых игровых действий, иногда веселая заб ав а, развлечение. Д л я современной сельской свадьбы х а ­ рактерна почти полная зам ена песенного репертуара, произошли значительны е изм е­ нения и в музыкально-поэтическом ее оформлении. Место традиционных свад еб ­ ных и лирических проголосных песен за н я ­ ли советские лирические песни, частушки. Ш ироко использую тся марши, применяется грам запись, магнитофоны, большое место заним аю т танцы. Нередко читаю т м оло­ дож енам стихи, даю т ш утливы е наставл е­ ния, записы ваю т на м агнитофон «песню молодож енов». Присловия, побаски, стихи, наставления носят зачастую юмористиче­ скую окраску, но всегда проникнуты заб о ­ той о судьбе новобрачных, об их нравст­ венной чистоте, о верности, о долге перед семьей. Еще более выразительны нравственны е начала в современном городском свадеб­ ном обряде, почти полностью порвавш ем связь со старыми традициями. Проводится он (пока, к сожалению , далеко не в езд е и не всегда) так. Уже в ЗАГС е при реги­ страции брака родители и родственники ж ениха и невесты, представители общ ест­ венных организаций, друзья-свидетели в торжественной обстановке, в сопровож де­ нии музыки призываю т молодых хранить в чистоте любовь и друж бу, не бояться трудностей, никогда не стареть душой. Устроители свадьбы большое внимание уде­ ляю т наглядности. Помещение, в котором проходит свадебное торж ество, оф ормляет­ ся так, чтобы сам а обстановка создавал а праздничное настроение, соответствовала эстетическим ' вкусам современной молоде­ ж и (гармония линий, скромность цветовых решений и проч.). И згоняю тся какие бы то ни было элементы сентиментальной с л а ­ щ авости, бюрократической назидательности и пустой парадности. В Новосибирском педагогическом инсти­ туте, где разработан и вот уж е более пяти лет применяется устойчивый свадебный обряд, красочно оф орм ляется в подчеркну­ то ярких тонах только место новобрачных (бархатный «трон» с живыми цветами, под потолком зеркальны й, шар, отраж ающ ий направленные на него лучи света, ш атер из цветных ф лаж ков и д р .); все остальное вы держ ано в скромных цветах. Обычно- помещение оф орм ляется свежими в етк а­ ми сосны. Интересны плакаты и призы ­ вы: «Лю бим ая ж енщина не старится», «Пускай с годами сты нущ ая кровь в н а­ следнике твоем пылает вновь!»; «Не стес­ няйтесь быть влюбленными и друг другом дорож ить, чтобы вас молодож енами назы ­ вать могли всю жизнь!»; «Г де лад, там и клад»; «Лю бовь д а с о в е т— так и горя нет»; «Разум и чувство помогают друг другу и дополняю т друг друга»; «Без мечты человек превращ ается в животное» (Л енин); «С амообладание, самодисциплина — не р а б ­ ство, они необходимы и в любви» (Ленин) и т. д. Заботой о нравственной чистоте м оло­ дой семьи подсказаны и свадебны е игровые действия. Многие из них явно комичны, они вы смеиваю т устаревшие законы и обычаи,, способствуют утверж дению новых нр ав­ ственных основ семьи. Старинный свадебный обряд заверш ал переход работницы в чуж ую семью, ж ених в песнях рисуется как «чуж -чуж енин», не­ знаемый человек, погубитель, разоритесь. Т яж ел ая ж изнь ж енщины в чуж ой сем ье под властью свекра и свекрови — домини­ рующ ая тема традиционной свадебной поэ­ зии. В современном обряде подчеркивается доброе согласие девушки, вступающей в-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2