Сибирские огни, 1966, №7
праздн и ка появляется «русский пахарь», в лаптях, в длинной холщовой рубахе и р в а ной шапке; он понукает лошаденку, волоку щую соху. А вслед за ним на большой ско рости «вылетает» красный красавец-трактор с навесным плугом... Ш ироко используют сибиряки сатиру и юмор. Скоморохи исполняют сатирические частушки, рассыпают присказки, присловия, пословицы. Большого комического эффекта .достигли маслянинцы в разговоре ряж еных («Встреча ведьмы с туристом»), В Сибири не было обряда, соответствую щего католической и лютеранской конфир мации, ритуала, связанного с переходом юношей, девуш ек в «разряд» взрослых лю дей. Ни о какой традиции здесь не может бы ть и речи. И, тем не менее, почти повсе местно в городах и селах получили призна ние обряды «Посвящ ения в гражданство» и «Праздники молодежи». Праздники моло деж и превратились во всенародные гуля ния, стали своеобразными смотрами народ ных талантов Массовые игры, спортивные соревнования, красочные шествия, соревно вания песенников, музыкантов, поэтов, чте цов — это только часть компонентов празд ника. Проводится о н , в конце июня, в пе риод бурного расцвета природы, на берегах рек озер, в красивейших рощах и с успехом зам ен яет такие праздники православия, как f троица» и «Иван Купала». Ничего нет от старых традиций и в обря де «Посвящ ения в граж данство» (иногда его ошибочно называю т обрядом «совершен нолетия»). В этот день юноши и девушки получают право назы ваться гражданами Советского Союза; торж ественная процеду ра служ ит эффективным средством воспита ния советского патриотизма и нравственно го воспитания молодежи вообще. Сошлемся на обряд, который регулярно проводится в Д ом е культуры станции Инская. «...70 юношей и девушек в праздничной о деж де поднимаю тся на украшенную цвета ми, в переливах разноцветных ламп, сцену. Р яд ом с ними заслуж енны е труженики, р а ботники районных организаций, учителя. А в зал е родители, товарищи, соседи, предста вители шефских коллективов. С теплым, проникновенным словом к вступающим в ж изнь обращ аю тся старшие товарищи. Под звуки оркестра они вручают шестнадцати- летним «гербастый советский паспорт». Пио неры д ар ят книги,'руководители Д ома куль туры •— коллективные карточки с ф отогра фиями всех «виновников» торжества. А з а тем их приглашают на вальс, первый вальс шестнадцатилетних... В специальном красивом памятном лист ке, врученном вместе с паспортом, есть та кие слова' «Пройдут годы, и многое, что пе реживеш ь и увидишь ты в жизни, забудется, а этот день навсегда останется в твоей па мяти, в твоем сердце. ...Наш юный товарищ ! Своим светлым детством и счастливой юностью ты обязан тем, кто завоевал Советскую власть и с ору ж ием в руках отстоял свободу нашей Роди ны, тем, кто построил новые города на по ж арищ ах войны, кто сделал плодородными земли. Б удь всегда и во всем достоин их... Ты сейчас молод, полон сил, в тебе столько задора, столько смелых дерзаний! А ж изнь так прекрасна! Это тебе и твоим друзьям предстоит сделать ее еще чудесней! Так не теряй ж е даром ценное время. Ш агай по жизни смело, будь настоящим человеком, люби свою Родину, будь верен нашей пар тии, своему народу. Пронеси через всю свою жизнь чистоту юношеских лет, задор, неу гасимую ж аж д у знаний, творческих поис ков...» («Вечерний Новосибирск» от 9 сен тября 1965 г.). Довольно длинный текст листка, а иног да и напутственных речей с лихвой окупает ся их граж данской взволнованностью и не сниж ает нравственной силы торж ественно го обряда, его эстетической ценности. Этот обряд получил почти повсеместное распро странение и бытует с середины 50-х годов. Столь ж е ценны, хотя и не лишены не достатков, обряды посвящения в рабочие и чествования передовиков производства. Иногда они очень просты, но всегда дейст венны. Н а заводе «Сибсельмаш», награж ден ном орденом Л енина и орденом Отечест венной войны I степени, церемония посвя щения в рабочие происходит под знаменем завода в Дом е культуры имени Клары Цеткин. Нового рабочего рекомендует его учитель, помогший овладеть специаль ностью, а лучшие из лучших кадровых р а бочих приветствуют его и прикалывают ему памятный значок. Молодые рабочие обещают свято продолж ать заводские т р а диции. Так символизируется передача эста феты трудовой славы от поколения к поко лению. Еще проще проходило чествование пе редовиков сельского хозяйства в целинном совхозе Пролетарский (1959— 1963 гг.). Л учш ему работнику, добившемуся высоких показателей в труде, руководители клуба посылают пригласительный билет в кино или на концерт, а вечером привозят на спе циальной подводе или машине вместе с женой к клубу. Здесь рабочего встречает представитель администрации или парт бюро совхоза и под аплодисменты всех присутствующих проводит к специально подготовленному месту. Н ад сценой ло зунг — приветствие передовику и цифро вые показатели его успехов. К ак на аф и шах, так и в красочном объявлении над экраном указывается, что фильм посвящ а ется рабочему совхоза такому-то. Естественно, что в стране свободного созидательного труда большинство обрядов прямо или косвенно связано с трудовыми процессами. С вязь человека с производст венным коллективом наклады вает отпеча ток и на характер и содерж ание семейно бытовой обрядности (проводы на пенсию, рождение ребенка, похороны). «Р азделен ное горе — полгоря, разделенная р а дость — двойная радость» — гласит народ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2