Сибирские огни, 1966, №7
с разноцветными флагами, устраивались конные бега, катания на катерах и лодках по Обскому морю и многое другое. Ныне такие праздники, носящие разные названия, но обязательно приуроченные к окончанию посевной, с большей или мень шей степенью красочности и разраб отан ности церемониала проводятся повсе местно. П раздновались раньше в Сибири и «от- жинки». Но этот праздник не получил ши рокого распространения. Причина в том, что уборочная в колхозах заканчивалась в р а з ное время, а чащ е всего затягивалась из-за недостатка техники до наступления зимы, когда захлесты вала другая работа — поста новка скота на зимнее стойловое содерж а ние. В начале 50-х годов в обрядности еще очень робко применялись игровые действия, не использовались богатые народные тр ад и ции, народная символика. В озрождение об ряда началось со второй половины 50-х го дов, когда во многих районах области и в Н о восибирске начали праздновать «проводы зи мы», «встречу зимы с весной», «праздник русской зимы». Однако ни одно из этих н а з ваний не прижилось и не вошло в разговор ную речь. М асленица, м асленка, масленич ные гуляния, катания, «блины» — это при вычно, удобно, и нет веских причин для от каза от такой терминологии. Она не имеет никакого религиозного налета. Само по себе обращ ение к русским н а родным традициям было делом прогрессив ным и всколыхнуло широкие слои населения городов и деревень. К атание на тройках с бубенцами и лентами, устройство горок, сж и гание соломенного чучела стали явлениями весьма распространенными. В некоторых приобских селах возродили красочную спор тивную игру «штурм снежного городка», ввели в обряд элементы комического — р я ж ение, катание на лодках вместо саней и т. д. В старой Сибири в масленичных гуля ниях участвовало почти все население де ревни. Все действия были эмоционально приподнятыми, праздничными, что достига лось за счет народной музыки, обрядовых и необрядовых русских народных песен. К атание на лош адях по заснеженным улицам с гармош ками, с п есн ям и— дело увлекательное и красивое, созвучное душе русского человека. Но лош адь в больших городах скоро можно будет увидеть только в зоопарке, в десятки раз сократилось по головье лошадей и в селах. Так, на село Ордынское с населением около восьми тысяч человек имеется не бо лее трех десятков рабочих и выездных л о шадей. В Новосибирске (с более чем мил лионным населением) на праздновании м ас леницы в 1963 году было всго две тройки и две пары невзрачных коняг. Н ет необходимости доказы вать, что во многих населенных пунктах Кйтание на л о ш адях не является массовым. Исчезла и о б рядовая песня. Это закономерно: она не смогла бы удовлетворить эстетически наш е го современника. Но ничего не создано в за мен ее поэтами и композиторами. Д а ж е в таком культурном центре, как Новосибирск, на масленичном гулянии 1963 г., привлек шем многие десятки тысяч людей, не про звучала ни одна русская народная мелодия, агитмашина несколько часов подряд оглу ш ала людей дж азовой музыкой и слащ авы ми завываниями ультрамодных певиц. Н ельзя всерьез считать обрядовым дейст вием появление побритых Ильи Муромца и Добрыни Никитича, которые фотографиро вались с любителями хмельного, или сжи гание чучела зимы, которое рабочий парка бросил на огромную кучу дров, вылил семь ведер бензина и поджег. Ч е рез несколько секунд чучела не было. Не прозвучало ни одной песни, ни одной присказки. Люди унесли с этого «праздника» только чувство неудовлетворенности. И это в городе, где десятки поэтов, композиторов, народный сибирский хор, театры , консерва тория, музыкальное и театральное училища. Не только народного обряда, но и зрелищ ного представления не получилось. Устрои тели масленичных гуляний слепо, без твор ческого осмысления и переработки заим ство вали традиционные приемы, не учитывая тех изменений, которые произошли в жизни. А нужно было, не отрицая значения традиции вообще и традиционной символики в особен ности, разработать новый обряд, учитываю щий культурный уровень населения, техни ческие возможности и местные природные условия, обряд, рассчитанный на действия, в которых могли бы принять участие все желающие. Во многих районах Новосибирской об ласти обряд «Проводы русской зимы» стал доброй традицией и достиг к 1965 году не обходимой красочности и массовости, не потеряв своей связи с сельскохозяйствен ным производством. В рабочем поселке Маслянино, к примеру, умело сочетают тр а диционное и новое в обряде. П осле привет ствия председателя райисполкома и подня тия флага праздника появляется на лошади глаш атай и зачитывает указ «Зимы», где говорится о необходимости «вести учет: кто готов к весне надежно, кто весну еще не ждет» и дается «главный праздничный з а вет — за дела держ ать ответ». Скоморохи, «цыганский» ансамбль и частушечники воз даю т должное лучшим хлеборобам и живот- /новодам , «пропесочивают» пьяниц и хапуг. I/П о я в л ен и е скоморохов, Зимы, Д еда мороза. Снегурочки, Весны, русских богатырей, к р а сочный церемониал их встречи — все гово рит о творческом использовании созданных народом поэтических образов, символики. В с. Евсино вспомнили, что петух у древ них русичей считался священной птицей, и победитель труднейшего соревнования вер холазов стал получать первый приз пр азд ника — красноперого петуха. Интересно символизирована евсинца-ми история землепаш ца-хлебороба. В разгар
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2