Сибирские огни, 1966, №7

с разноцветными флагами, устраивались конные бега, катания на катерах и лодках по Обскому морю и многое другое. Ныне такие праздники, носящие разные названия, но обязательно приуроченные к окончанию посевной, с большей или мень­ шей степенью красочности и разраб отан ­ ности церемониала проводятся повсе­ местно. П раздновались раньше в Сибири и «от- жинки». Но этот праздник не получил ши­ рокого распространения. Причина в том, что уборочная в колхозах заканчивалась в р а з­ ное время, а чащ е всего затягивалась из-за недостатка техники до наступления зимы, когда захлесты вала другая работа — поста­ новка скота на зимнее стойловое содерж а­ ние. В начале 50-х годов в обрядности еще очень робко применялись игровые действия, не использовались богатые народные тр ад и ­ ции, народная символика. В озрождение об­ ряда началось со второй половины 50-х го­ дов, когда во многих районах области и в Н о­ восибирске начали праздновать «проводы зи­ мы», «встречу зимы с весной», «праздник русской зимы». Однако ни одно из этих н а з­ ваний не прижилось и не вошло в разговор­ ную речь. М асленица, м асленка, масленич­ ные гуляния, катания, «блины» — это при­ вычно, удобно, и нет веских причин для от­ каза от такой терминологии. Она не имеет никакого религиозного налета. Само по себе обращ ение к русским н а­ родным традициям было делом прогрессив­ ным и всколыхнуло широкие слои населения городов и деревень. К атание на тройках с бубенцами и лентами, устройство горок, сж и ­ гание соломенного чучела стали явлениями весьма распространенными. В некоторых приобских селах возродили красочную спор­ тивную игру «штурм снежного городка», ввели в обряд элементы комического — р я ­ ж ение, катание на лодках вместо саней и т. д. В старой Сибири в масленичных гуля­ ниях участвовало почти все население де­ ревни. Все действия были эмоционально приподнятыми, праздничными, что достига­ лось за счет народной музыки, обрядовых и необрядовых русских народных песен. К атание на лош адях по заснеженным улицам с гармош ками, с п есн ям и— дело увлекательное и красивое, созвучное душе русского человека. Но лош адь в больших городах скоро можно будет увидеть только в зоопарке, в десятки раз сократилось по­ головье лошадей и в селах. Так, на село Ордынское с населением около восьми тысяч человек имеется не бо­ лее трех десятков рабочих и выездных л о ­ шадей. В Новосибирске (с более чем мил­ лионным населением) на праздновании м ас­ леницы в 1963 году было всго две тройки и две пары невзрачных коняг. Н ет необходимости доказы вать, что во многих населенных пунктах Кйтание на л о ­ ш адях не является массовым. Исчезла и о б ­ рядовая песня. Это закономерно: она не смогла бы удовлетворить эстетически наш е­ го современника. Но ничего не создано в за ­ мен ее поэтами и композиторами. Д а ж е в таком культурном центре, как Новосибирск, на масленичном гулянии 1963 г., привлек­ шем многие десятки тысяч людей, не про­ звучала ни одна русская народная мелодия, агитмашина несколько часов подряд оглу­ ш ала людей дж азовой музыкой и слащ авы ­ ми завываниями ультрамодных певиц. Н ельзя всерьез считать обрядовым дейст­ вием появление побритых Ильи Муромца и Добрыни Никитича, которые фотографиро­ вались с любителями хмельного, или сжи­ гание чучела зимы, которое рабочий парка бросил на огромную кучу дров, вылил семь ведер бензина и поджег. Ч е­ рез несколько секунд чучела не было. Не прозвучало ни одной песни, ни одной присказки. Люди унесли с этого «праздника» только чувство неудовлетворенности. И это в городе, где десятки поэтов, композиторов, народный сибирский хор, театры , консерва­ тория, музыкальное и театральное училища. Не только народного обряда, но и зрелищ ­ ного представления не получилось. Устрои­ тели масленичных гуляний слепо, без твор­ ческого осмысления и переработки заим ство­ вали традиционные приемы, не учитывая тех изменений, которые произошли в жизни. А нужно было, не отрицая значения традиции вообще и традиционной символики в особен­ ности, разработать новый обряд, учитываю ­ щий культурный уровень населения, техни­ ческие возможности и местные природные условия, обряд, рассчитанный на действия, в которых могли бы принять участие все желающие. Во многих районах Новосибирской об­ ласти обряд «Проводы русской зимы» стал доброй традицией и достиг к 1965 году не­ обходимой красочности и массовости, не потеряв своей связи с сельскохозяйствен­ ным производством. В рабочем поселке Маслянино, к примеру, умело сочетают тр а­ диционное и новое в обряде. П осле привет­ ствия председателя райисполкома и подня­ тия флага праздника появляется на лошади глаш атай и зачитывает указ «Зимы», где говорится о необходимости «вести учет: кто готов к весне надежно, кто весну еще не ждет» и дается «главный праздничный з а ­ вет — за дела держ ать ответ». Скоморохи, «цыганский» ансамбль и частушечники воз­ даю т должное лучшим хлеборобам и живот- /новодам , «пропесочивают» пьяниц и хапуг. I/П о я в л ен и е скоморохов, Зимы, Д еда мороза. Снегурочки, Весны, русских богатырей, к р а­ сочный церемониал их встречи — все гово­ рит о творческом использовании созданных народом поэтических образов, символики. В с. Евсино вспомнили, что петух у древ­ них русичей считался священной птицей, и победитель труднейшего соревнования вер­ холазов стал получать первый приз пр азд­ ника — красноперого петуха. Интересно символизирована евсинца-ми история землепаш ца-хлебороба. В разгар

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2