Сибирские огни, 1966, №7
часто подвергаются критическому осмеянию и осуждению недостатки и проступки. Обряды не устанавливаю тся админи стративно, установленные таким порядком, они не приживаются. К аждый обряд имеет какую -либо психологическую основу, воз никает в силу непреодолимых потребностей человека коллективно выразить свои чув ства, получить публичную оценку своих действий, создать психологическую р азр яд ку после длительного труда. Если эти есте ственные потребности, чувства человека не удовлетворяю тся красиво и организованно, они могут проявиться в уродливых и анти общественных формах (многодневные пьян ки, «загулы» после трудных сельскохозяй ственных кам паний). Н ад этим стоит зад у маться. Трудные поиски, трезвый анализ действительности многих привели к убеж дению в необходимости создания современ ного обряда. Так в начале 50-х годов в р аз ных местах стали возникать обряды, тесно связанны е с сельскохозяйственным произ водством. Наибольш ее распространение по лучил «Д ень тракториста». Случайно ли такое явление? Нет, вполне закономерно. К этому времени в сибирском селе, имею щем огромные земельные массивы и ис пытывающем хронический недостаток в рабочей силе, был сравнительно высок уро вень механизации в полеводстве. А в ве сеннюю посевную, когда «день год кор мит», судьба ур ож ая в первую очередь зависела от м еханизатора, центральной фи гуры деревни. О «Днях тракториста» появлялись к рат кие сообщ ения в районных, иногда в обла стных газетах, но почти никто не описы вал, тем более не изучал эти праздники. Ф орму самого обряд а нельзя признать совершенной, над ней довлели митинго вые элементы; устроители, видимо, еще •опасались широко использовать в торж е ственной церемонии игровые действия, тр а диционную символику. i f В Ордынской МТС «Д ень тракториста» впервые проводился в 1953 году. Посевная была исключительно трудной. К аждый трактор долж ен был только вспахать бо лее трехсот гектаров, а еще боронование, посев, культивация и другие работы... По расчетам главного агронома, при идеаль ной работе всего парка тракторов и сель хозмашин, посевную можно было закон чить к 10 июня, к это равносильно гибели трети у р ож ая; «лист березовый с пятак, что сей, что бросай семена так»,— гласит народ н ая мудрость. Агрономы считали предельно допустимым сроком окончания посевной 1 июня. Только поистине героическими усилиями всего коллектива можно было обеспечить успех. С этой целью партий ное бюро и специалисты МТС разработали план мероприятий, уделявший серьезное внимание моральным стимулам. Главным из них был «Д ень тракториста». В первых числах м ая все м еханизаторы получили приглаш ения с ж енам и и детьми прибыть 1 июня на лесную поляну на берегу Оби с рапортом об окончании сева. Сообщалось, что специально подготовленные машины будут ж дать их около контор обслуж ивае мых колхозов. Многое казалось необычным: с рапор том едет не один бригадир, а вся бригада, все трактористы, прицепщики, да еще с ж енами и детьми, и не в контору, а на бе рег Оби. Много разговоров было в брига дах, гаданий, все ож идали чего-то непохо ж его на обычные собрания после посевной Усиленно готовилась к празднику комсо мольская организация МТС. В 12 часов дня 1 июня к месту сбора прибыло 12 из 14 бригад. Одна за другой под красное полотнище с приветственным лозунгом подъезж али разукраш енны е м а шины с развернутыми знаменами. К столу, над которым лучшие работни ки ремонтной мастерской держ али перехо дящ ее Красное знам я и знам я МТС, подхо дили бригадиры с трактористами и сд ав а ли почетный рапорт. П редседатели колхо зов благодарили лучших работников, ком сомольцы вручали отличившимся и их ж е нам букеты полевых цветов, гармонисты играли туш. С посвящением лучшим тр ак тористам было исполнено комсомольцами несколько песен. Ни доклада, ни длинных речей... МТС еще не имела директорского фон да, составившего в последующие годы 50— 100 тысяч рублей, о худож ественной сам о деятельности, ставшей в дальнейш ем гор достью МТС, никто не помышлял. Но так было положено начало новому обряду, ко торый, постепенно услож няясь и становясь красочней, превратился в ежегодное н а родное гуляние. В этот день потом съез ж ались колхозники из окрестных деревень со своими семьями, приходило почти все население районного села. Мы уж е говорили, носителем каких об щественных и психологических идей был этот несложный на первых порах обряд. Следует добавить, что он играл определен ную роль в деле сплочения (в силу специ фики сельскохозяйственных работ) терри ториально разобщ енного коллектива, спо собствовал укреплению семейных отнош е ний. Н аруш ая сельские консервативные традиции, вместе с героями труда чество вали и их ж ен, на плечи которых в период напряж енны х кампаний лож и лась вся от ветственность за воспитание детей, вся т я ж есть работ по дому и огороду. Не случай но органи заторы обрядовой церемонии приглаш али на праздник и детей м ехани за торов. Публичное чествование отца, а в последующие годы обязательное н агр аж д е ние передовиков не могли не наполнить гордостью детское сердце, не могли не вы зы вать ж елания под раж ать, пойти по пути родителей, не могли не зародить любовь к общ еству, где оказы вается подобное у в а жение простому труженику. В последующие годы практи ковался перед началом праздника объезд окрестных сел «подвижными» группами мотоциклистов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2