Сибирские огни, 1966, №7
бом накрывались столы дл я коллективного пира. У страивались игры, состязания бор цов, организовывались соревнования бригад по пению. Нередко к этому дню готовилась и худож ественная самодеятельность. Эти обряды были тесно связаны , боль ше того — сознательно поставлены в п о л -, ную зависимость от сельскохозяйственных работ, являясь по существу своему о б р яд а ми аграрными. Но, тем не менее, они ко ренным образом отличались от традицион ного обряда. Во-первых, они даж е косвен но, внешне не были связаны с религиозны ми праздниками; во-вторых, имели большое общественно-политическое значение (про демонстрировать сплоченность, работоспо собность людей, впервые в истории объе диненных в кооператив; способствовать д у ховному сближ ению людей молодого кол л ек ти ва); в-третьих, игровая форма трад и ционного действия обряда была заменена митинговой, начало чему было положено ещ е во времена граж данской войны. В первые годы митингово-парадная ф ор м а обрядов не сниж ала их эстетической ценности и восприним алась как нечто но вое, созвучное эпохе. Но постепенно офи циально-бю рократические элементы в обря д е стали ведущими, вытеснив стихийные творческие компоненты, а в период сталин ских репрессий новый о бряд как таковой прекратил свое сущ ествование, превратил с я в разновидность строго регламентиро ванного собрания с длинным докладом и официальными речами. Традиционная об рядность попала под запрет. Считалось крам олой д аж е упоминание о ней. Гонения на обрядность объяснялись ее якобы религиозностью . Но можно привести" десятки свидетельств писателей, ученых и д а ж е свящ еннослуж ителей, говорящих о равнодушии большинства сибиряков к ре лигии. Сош лемся на свидетельства самих крестьян. «У нас в семье ребятишки ходили без крестиков. Все девять душ так». «Кто пом р е т — иной раз и не отпевали». «Тятя нас м олитвам не учил, я от него не слы хивала и не узн ала, д а и от матуш ки тож е». «Слу чалось, самы е бедные ж или без венца» («С вятой Толобеня» — рассказ Е. П. Н и колаевой, записанный А. А. Мисюревым). В некоторые деревни только один-два р а за в год при езж ал поп. Это было до ре волюции. К середине ж е тридцаты х годов «а весь огромный край было только не сколько действовавш их церквей. Резкие меры, направленны е против обрядности во о бщ е (независимо от того, религиозного она или граж данского, аграрного или бы тового н азн ачен и я), не были оправданы . С корее наоборот, отсутствие красочных граж дан ски х церемоний, массовых наро д ных гуляний и м олодежны х заб ав способ ство вал о распространению в Сибири сек тантства, которое, как известно, использует более изощренные методы пропаганды ре лигии, чем п р авославн ая Церковь, и в неко торы х селах стало явлением весьм а опас ным. Все это отнюдь не означает, что право славие в Сибири похоронено. Не стоит пре увеличивать религиозного влияния, но нельзя и не видеть, что в ряде областей быта религия еще довольно прочно удер ж ивает свои позиции. В чем ж е причина подобной живучести религиозных обрядов? Ни литература, ни искусство не в со стоянии заменить торжественно-траурных церемоний похорон и поминовений, но мы безоговорочно отвергли старые религиоз ные обряды и «слишком долго не со зд ава ли взамен их новых гражданских. Д ум али, любые обряды — это ненужные и вредные пережитки. Отвыкнем — забудем . Но о к а залось, не отвыкли, не забыли. Ж и знь убе дила, что торж ественная обрядность, гр аж данские церемонии нужны людям в любую эпоху». (Геродник. Д орогам и новых тр а диций). Нашей ошибкой воспользовались цер ковники. Больш ая работа по созданию и внедре нию гражданских обрядов похорон и поми новения проделана в наших прибалтийских республиках. Но в Сибири этим заним а ются еще очень робко; забы вается нередко истина, высказанная дрвнегреческим фило софом Платоном: «Венцом жизни человека должны быть почетные похороны умершего его соотечественниками». К ладбищ а, осо бенно в селах, как правило, находятся в запустении... Все это ранит психику чело века и, значит, создает благоприятные ус ловия для деятельности церковников. - Красочная народная обрядность, гово рим мы, исчезла на долгие годы. Это ут верждение вовсе не обозначает, что все элементы обряда исчезли из нашего быта. Нет, кое-где совершались обрядЫ похорон, поминок, крещения, бракосочетания по с та рым традициям , но, конечно, они не опре деляли собой духовной ж изни сибиряков" и, как правило, лишены были эстетических достоинств. Возникали новые, большой нравственной силы обряды, но их почему-то не назы вали обрядами, и они прошли мимо ф ольклори стов. Я имею в виду воинскую и пионер скую обрядность. Принятие воинской при сяги, торжественное обещание юных пио неров, пионерский костер, приветствие уча стников партийных и комсомольских кон ференций, торжественны е линейки — все это церемонии, имеющие все признаки о б ряда: налицо совокупность ставших тр ад и ционными действий, особое музы кальное оформление, сложившийся текст клятвы , обещания. Компонентами пионерской об рядности стали речевки, полные простоты, выразительности, поэтической прелести. Они чаш е всего имеют стихотворную ф ор му, проговариваю тся или поются звеном, отрядом или одним пионером, иногда «со листом» в сопровождении звена, отряда, дружины . Речевки обычно заимствую тся из книг, газет, ж урналов, нередко они сочиняются коллективно или отдельными пионерами, пионерскими вож атым и. В них вы раж аю тся стремления, порывы ребят.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2