Сибирские огни, 1966, №7

бом накрывались столы дл я коллективного пира. У страивались игры, состязания бор­ цов, организовывались соревнования бригад по пению. Нередко к этому дню готовилась и худож ественная самодеятельность. Эти обряды были тесно связаны , боль­ ше того — сознательно поставлены в п о л -, ную зависимость от сельскохозяйственных работ, являясь по существу своему о б р яд а­ ми аграрными. Но, тем не менее, они ко­ ренным образом отличались от традицион­ ного обряда. Во-первых, они даж е косвен­ но, внешне не были связаны с религиозны ­ ми праздниками; во-вторых, имели большое общественно-политическое значение (про­ демонстрировать сплоченность, работоспо­ собность людей, впервые в истории объе­ диненных в кооператив; способствовать д у ­ ховному сближ ению людей молодого кол­ л ек ти ва); в-третьих, игровая форма трад и ­ ционного действия обряда была заменена митинговой, начало чему было положено ещ е во времена граж данской войны. В первые годы митингово-парадная ф ор­ м а обрядов не сниж ала их эстетической ценности и восприним алась как нечто но­ вое, созвучное эпохе. Но постепенно офи­ циально-бю рократические элементы в обря­ д е стали ведущими, вытеснив стихийные творческие компоненты, а в период сталин­ ских репрессий новый о бряд как таковой прекратил свое сущ ествование, превратил­ с я в разновидность строго регламентиро­ ванного собрания с длинным докладом и официальными речами. Традиционная об­ рядность попала под запрет. Считалось крам олой д аж е упоминание о ней. Гонения на обрядность объяснялись ее якобы религиозностью . Но можно привести" десятки свидетельств писателей, ученых и д а ж е свящ еннослуж ителей, говорящих о равнодушии большинства сибиряков к ре­ лигии. Сош лемся на свидетельства самих крестьян. «У нас в семье ребятишки ходили без крестиков. Все девять душ так». «Кто пом­ р е т — иной раз и не отпевали». «Тятя нас м олитвам не учил, я от него не слы хивала и не узн ала, д а и от матуш ки тож е». «Слу­ чалось, самы е бедные ж или без венца» («С вятой Толобеня» — рассказ Е. П. Н и ­ колаевой, записанный А. А. Мисюревым). В некоторые деревни только один-два р а за в год при езж ал поп. Это было до ре­ волюции. К середине ж е тридцаты х годов «а весь огромный край было только не­ сколько действовавш их церквей. Резкие меры, направленны е против обрядности во­ о бщ е (независимо от того, религиозного она или граж данского, аграрного или бы ­ тового н азн ачен и я), не были оправданы . С корее наоборот, отсутствие красочных граж дан ски х церемоний, массовых наро д­ ных гуляний и м олодежны х заб ав способ­ ство вал о распространению в Сибири сек­ тантства, которое, как известно, использует более изощренные методы пропаганды ре­ лигии, чем п р авославн ая Церковь, и в неко­ торы х селах стало явлением весьм а опас­ ным. Все это отнюдь не означает, что право­ славие в Сибири похоронено. Не стоит пре­ увеличивать религиозного влияния, но нельзя и не видеть, что в ряде областей быта религия еще довольно прочно удер­ ж ивает свои позиции. В чем ж е причина подобной живучести религиозных обрядов? Ни литература, ни искусство не в со­ стоянии заменить торжественно-траурных церемоний похорон и поминовений, но мы безоговорочно отвергли старые религиоз­ ные обряды и «слишком долго не со зд ава­ ли взамен их новых гражданских. Д ум али, любые обряды — это ненужные и вредные пережитки. Отвыкнем — забудем . Но о к а ­ залось, не отвыкли, не забыли. Ж и знь убе­ дила, что торж ественная обрядность, гр аж ­ данские церемонии нужны людям в любую эпоху». (Геродник. Д орогам и новых тр а­ диций). Нашей ошибкой воспользовались цер­ ковники. Больш ая работа по созданию и внедре­ нию гражданских обрядов похорон и поми­ новения проделана в наших прибалтийских республиках. Но в Сибири этим заним а­ ются еще очень робко; забы вается нередко истина, высказанная дрвнегреческим фило­ софом Платоном: «Венцом жизни человека должны быть почетные похороны умершего его соотечественниками». К ладбищ а, осо­ бенно в селах, как правило, находятся в запустении... Все это ранит психику чело­ века и, значит, создает благоприятные ус­ ловия для деятельности церковников. - Красочная народная обрядность, гово­ рим мы, исчезла на долгие годы. Это ут­ верждение вовсе не обозначает, что все элементы обряда исчезли из нашего быта. Нет, кое-где совершались обрядЫ похорон, поминок, крещения, бракосочетания по с та ­ рым традициям , но, конечно, они не опре­ деляли собой духовной ж изни сибиряков" и, как правило, лишены были эстетических достоинств. Возникали новые, большой нравственной силы обряды, но их почему-то не назы вали обрядами, и они прошли мимо ф ольклори­ стов. Я имею в виду воинскую и пионер­ скую обрядность. Принятие воинской при­ сяги, торжественное обещание юных пио­ неров, пионерский костер, приветствие уча­ стников партийных и комсомольских кон­ ференций, торжественны е линейки — все это церемонии, имеющие все признаки о б ­ ряда: налицо совокупность ставших тр ад и ­ ционными действий, особое музы кальное оформление, сложившийся текст клятвы , обещания. Компонентами пионерской об­ рядности стали речевки, полные простоты, выразительности, поэтической прелести. Они чаш е всего имеют стихотворную ф ор­ му, проговариваю тся или поются звеном, отрядом или одним пионером, иногда «со­ листом» в сопровождении звена, отряда, дружины . Речевки обычно заимствую тся из книг, газет, ж урналов, нередко они сочиняются коллективно или отдельными пионерами, пионерскими вож атым и. В них вы раж аю тся стремления, порывы ребят.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2