Сибирские огни, 1966, №7
М. МЕЛЬНИКОВ Поэзия народных обычаев (Традиционное и новое в современном сибирском обряде) О б ряд и об ряд о вая поэзия своими кор нями уходят в языческое прошлое. Целое тысячелетие христианская религия пыталась вы травить языческий дух из русского обряда, но ей это не удалось, и она сам а вы нуж де н а бы ла приспосабливаться. Рож дество, м асленица, троица и другие христианские праздники сопровож дались обрядами, не имеющими ничего общего с православием . П роходили века, человечество все глуб ж е познавало окруж ающ ий мир, законы развити я природы , все менрше места оста валось дл я мистического, религиозного истолкования явлений природы , общ ествен ной ж изни и деятельности людей. «П озна ние действительности разруш ало религию, м агические действия теряли всякий смысл. Р елигиозно-обрядовое отношение исчезло с появлением действительного господства че ловека над силами природы» (В. И. Чиче- ров. К аленд арная поэзия и обряд ). Предвидение по приметам уступало ме сто точным реком ендациям науки, магиче ские действия обряд а зам енялись игрой, драм атическим действием, а обрядовая песня — необрядовой. Примером могут слу ж и ть «покойницкие» игры, торг «кобылы», игры с переодеванием и др. Они способст вовали преодолению аграрны х основ о бря д а, превращ ению «посиделок» («вечерок») в народны е игрищ а, в веселые народные забавы , массовы е развлечения. Этот процесс характерен не только для зимнего к ал ен дар я, но и дл я обряда вооб ще. М асленичные катан и я на лош адях по кругу (символ кругового вращ ения солнца) зам ен яли сь катанием по улицам , демон страцией красоты , достатка и молодецкой удали, спортивными играми («взятие сн еж ного гор одка»); пасхальны е качели уж е не связы вались с ростом хлебов, а в троицких березках никто не видел души усопших предков — они стали доступным крестьяни ну украш ением двора и избы... К оллективизация сельского хозяйства коренным образом изменила быт советской деревни. Л икбезы , избы-читальни, сам одея тельные хоры и драм атические коллективы, радиовещ ание — все это не могло не изме нить культурного облика села. З а р о ж д а лась новая, социалистическая обрядность. Торжественно отмечался, например, в Си бири праздник первой борозды , к которо му деятельно готовился весь колхоз. В назначенный день к месту, где н азн а чался смотр, стекалось все село. Н а линей ке готовности вы страивались пахари, боро- новолоки, сеяльщики, возчики зерна — ос новные работники в весеннюю посевную кампанию. Бригадиры в последний раз про веряли «вооружение» и доклады вали пред седателю , что «все в порядке». Члены пр ав ления и наиболее уваж аемы е старики про веряли качество ремонта техники, доброт ность сбруи, упитанность лош адей. К столу, покрытому красным полотном, приноси ли знамя. П од знамейем вручались брига дирам планы весенних работ, принимались повышенные обязательства, заклю чались договоры на социалистическое соревнова ние, вручались книжки ударников. А луч шему из лучших доверялось проложить первую борозду. П од торж ествующие воз гласы односельчан, под остры е шутки со перников и, как правило, в сопровождении музыки проклады валась первая борозда. Это было концом торжественной церемонии и началом массового народного гуляния с традиционными лирическими и революцион ными песнями, частуш ками и плясками; иногда устраивались качели (села Тоя-Мо- настырское, Никулино, Починки, Середино и др. Колыванского района, 30-е годы ). Особо пышно праздновалось окончание посевной. Этот праздник совпадал с теплы ми погожими днями, с расцветом природы. Подводились итоги работ, награж дали сь (премировались) передовики, вручалось от личившейся бригаде переходящ ее К расное Зн ам я, и, наконец, прямо под открытым не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2