Сибирские огни, 1966, №7

М. МЕЛЬНИКОВ Поэзия народных обычаев (Традиционное и новое в современном сибирском обряде) О б ряд и об ряд о вая поэзия своими кор­ нями уходят в языческое прошлое. Целое тысячелетие христианская религия пыталась вы травить языческий дух из русского обряда, но ей это не удалось, и она сам а вы нуж де­ н а бы ла приспосабливаться. Рож дество, м асленица, троица и другие христианские праздники сопровож дались обрядами, не имеющими ничего общего с православием . П роходили века, человечество все глуб­ ж е познавало окруж ающ ий мир, законы развити я природы , все менрше места оста­ валось дл я мистического, религиозного истолкования явлений природы , общ ествен­ ной ж изни и деятельности людей. «П озна­ ние действительности разруш ало религию, м агические действия теряли всякий смысл. Р елигиозно-обрядовое отношение исчезло с появлением действительного господства че­ ловека над силами природы» (В. И. Чиче- ров. К аленд арная поэзия и обряд ). Предвидение по приметам уступало ме­ сто точным реком ендациям науки, магиче­ ские действия обряд а зам енялись игрой, драм атическим действием, а обрядовая песня — необрядовой. Примером могут слу­ ж и ть «покойницкие» игры, торг «кобылы», игры с переодеванием и др. Они способст­ вовали преодолению аграрны х основ о бря­ д а, превращ ению «посиделок» («вечерок») в народны е игрищ а, в веселые народные забавы , массовы е развлечения. Этот процесс характерен не только для зимнего к ал ен дар я, но и дл я обряда вооб­ ще. М асленичные катан и я на лош адях по кругу (символ кругового вращ ения солнца) зам ен яли сь катанием по улицам , демон­ страцией красоты , достатка и молодецкой удали, спортивными играми («взятие сн еж ­ ного гор одка»); пасхальны е качели уж е не связы вались с ростом хлебов, а в троицких березках никто не видел души усопших предков — они стали доступным крестьяни­ ну украш ением двора и избы... К оллективизация сельского хозяйства коренным образом изменила быт советской деревни. Л икбезы , избы-читальни, сам одея­ тельные хоры и драм атические коллективы, радиовещ ание — все это не могло не изме­ нить культурного облика села. З а р о ж д а ­ лась новая, социалистическая обрядность. Торжественно отмечался, например, в Си­ бири праздник первой борозды , к которо­ му деятельно готовился весь колхоз. В назначенный день к месту, где н азн а­ чался смотр, стекалось все село. Н а линей­ ке готовности вы страивались пахари, боро- новолоки, сеяльщики, возчики зерна — ос­ новные работники в весеннюю посевную кампанию. Бригадиры в последний раз про­ веряли «вооружение» и доклады вали пред­ седателю , что «все в порядке». Члены пр ав­ ления и наиболее уваж аемы е старики про­ веряли качество ремонта техники, доброт­ ность сбруи, упитанность лош адей. К столу, покрытому красным полотном, приноси­ ли знамя. П од знамейем вручались брига­ дирам планы весенних работ, принимались повышенные обязательства, заклю чались договоры на социалистическое соревнова­ ние, вручались книжки ударников. А луч­ шему из лучших доверялось проложить первую борозду. П од торж ествующие воз­ гласы односельчан, под остры е шутки со­ перников и, как правило, в сопровождении музыки проклады валась первая борозда. Это было концом торжественной церемонии и началом массового народного гуляния с традиционными лирическими и революцион­ ными песнями, частуш ками и плясками; иногда устраивались качели (села Тоя-Мо- настырское, Никулино, Починки, Середино и др. Колыванского района, 30-е годы ). Особо пышно праздновалось окончание посевной. Этот праздник совпадал с теплы ­ ми погожими днями, с расцветом природы. Подводились итоги работ, награж дали сь (премировались) передовики, вручалось от­ личившейся бригаде переходящ ее К расное Зн ам я, и, наконец, прямо под открытым не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2